Гость на линии

Николай Елесин

15.06.2015
7686

Осенью тамбовского зрителя ожидает 229-ый театральный сезон и новые спектакли в Тамбовском драматическом театре. Сегодня режиссер-постановщик, лауреат престижных театральных фестивалей, старший преподаватель ТГМПИ им. С.В. Рахманинова Николай Елесин ответит на вопросы нашего корреспондента и расскажет, какая премьера ждет нас в новом сезоне, а также о том, как можно овладеть актерской профессией, не покидая Тамбова. 



Осенью наш город по традиции ждет новый театральный сезон. Сегодня многим интересно узнать о постановке, которую Вы готовите вместе с труппой драматического театра.

Николай Елесин: Наша постановка называется «Московская Гетера». Это спектакль по пьесе Симона Сабурова – столичного актера и антрепренера начала XX века. Это удивительный водевиль, который мне удалось открыть, когда я искал материал для постановки в Иркутском академическом театре драмы. Тогда я был в поиске именно комедии, водевиля, и меня очень заинтересовал материал начала века: настолько, как мне показалось, он остро звучит в духе и ритме сегодняшнего дня. Жанр этой постановки мы определили как «комедию нравов». 



Почему Вы посчитали, что забытая пьеса может стать интересной зрителю?

Николай Елесин: Ситуация, которая окружает героев «Московской Гетеры», когда из мухи начинают раздувать слона, когда люди ставят себя в зависимость от мнения вышестоящих лиц настолько, что боятся ослушаться, знакома сегодня каждому. Люди совершают много глупостей не от того, что невежественны и даже не потому, что у них нет принципов и убеждений, а просто из-за того, что кто-то «сверху» потребовал от них поступить так, а не иначе. Мне кажется, этот парадокс в наши дни только усиливается. Мнение человека, который по иерархической лестнице стоит выше, по-прежнему остается мнением доминирующим, почти не обсуждаемым, и люди свято верят, что они честно работают, ответственно выполняют задание, которое подчас продиктовано бездумно. Именно поэтому герои пьесы погружаются в мир несусветной глупости, и это выглядит весьма комично.



Какие актеры задействованы в спектакле?

Николай Елесин: В спектакле заняты ведущие актёры театра - заслуженная артистка России Светлана Томилина, заслуженный артист России Виктор Катушенко, Елена Фёдорова, Александр Архипенков, Евгения Карчевская, Артём Голяев и другие актёры.  Автор художественного решения спектакля - Ольга Горячева, выпускница СПБГАТИ, лауреат престижных театральных выставок-биенале, известная тамбовским зрителям по оформлениям спектаклей «Стеклянный зверинец» и «"Калека с острова Инишмаан».



Николай, недавно в СМИ прошло сообщение, что Вы приступили к набору учащихся в свою театральную мастерскую в ТГТПИ им. Рахманинова. Это Ваш первый опыт работы со студентами?

Николай Елесин: Нет, у меня есть преподавательский опыт, который я получил в городе Иркутске. Там я работал на двух курсах, и на одном из них я был художественном руководителем. Среди моих выпускников - известные сегодня актеры театра и кино Александр Бухаров, Владимир Капустин. На мой взгляд, преподавание актерского мастерства - это очень важная, интересная сфера деятельности, она требует от педагога полного погружения. Создавая мастерскую, я понимаю, что соберу вокруг себя молодых людей, которые только-только сделали выбор профессии и готовы посвятить ей жизнь. Очень интересно, как из людей с пока неустойчивыми воззрениями рождаются, а точнее вытачиваются профессионалы, которые в будущем станут актерами и будут служить театру.  Этот рост происходит на глазах педагога, и это особая радость и большая ответственность.



В Вашей мастерской будут учиться только актеры, или режиссеры?

Николай Елесин: Я убежден, что человек, который осваивает режиссерскую профессию, должен в полной мере владеть актерским мастерством. Поэтому актерская профессия должна быть освоена полностью всеми учащимися, в том числе и теми, кто в будущем планирует стать режиссером.



Когда желающие поступить могут подать документы?

Николай Елесин: Прием документов уже идет и продолжится до конца июня, а в период с 4 по 24 июля пройдут вступительные экзамены. Сегодня мы располагаем уникальной возможностью предоставить восемь бюджетных мест.



Как Вы думаете, среди учащихся будут юноши или девушки?

Николай Елесин: Предполагаю, что конкурс в большей степени будет проходить среди девушек. К сожалению, молодые люди, особенно в провинции, сегодня редко выбирают актерскую профессию. Но все же я верю, что мы наберем группу из амбициозных людей, которые придут с желанием стать профессиональными актерами и режиссерами.  



Не раз приходилось слышать мнение, что актерскому мастерству невозможно научиться, что это призвание и актером можно только родиться. В какой степени Вы готовы с этим согласиться?

Николай Елесин: Я вспоминаю слова Александра Михайловича Поламишева – народного артиста России, педагога, у которого я учился. Он говорил, что режиссуре научить нельзя, но научиться можно. Потому что всё зависит от внутренней мотивации человека. Конечно, есть те, кому заранее не следует выбирать профессию актера. У человека, который готов учиться, как у музыканта, должен быть абсолютный слух – на сценический конфликт. Даже малейший бытовой разговор, несколько случайно брошенных фраз актер должен уметь  раскрыть, понять, и по нему составить общую картину о человеке, его логике поведения. Нужно уметь наблюдать за событиями, учиться слышать жизнь, видеть ее сердцевину. В конечном итоге из этих и многих других навыков рождается умение перевоплощаться, играть, на какое-то время становясь другим.



А какие инструменты актер использует для этого перевоплощения?

Николай Елесин: Для этого нужны и логика, и психика, и эмоции. Но эмоции могут прийти, а могут и нет. Достаточно бесполезно актеру вызывать эмоции на пустом месте. Эмоции рождаются из понимания логики поведения персонажа. Поэтому актеру нужно уметь анализировать ситуацию, учиться понимать, почему герой в этой ситуации повел себя именно так, какой мотив заставил его принять решение, что ему помешало вести себя иначе. Актер не занят копированием внешней стороны, а пытается осознать, осмыслить через себя, через свой опыт логику поведения персонажа. Научившись такому анализу, можно добиться высоких результатов в театре.



Но всё же профессия актера накладывает серьезный отпечаток?


Николай Елесин: Конечно, ведь настоящий актер работает с полной отдачей и погружением. Мне кажется, одним из определяющих качеств, которым должен обладать актер или режиссер, да и вообще любой человек, занятый творчеством – это неиссякаемое любопытство к жизни. Он постоянно задается вопросами. Почему всё складывается так, а не иначе? В чем мотив? Кто прав и кто виноват? Мне кажется, очень важно сохранить это чувство детской непосредственности, обостренного чувства справедливости, вечного поиска правды. А еще очень важно – всегда продолжать учиться. Лично я, хотя и готов сегодня учить профессии, сам при этом продолжаю учиться. Мне кажется, что само творчество, саморазвитие каждого человека – это во многом и есть постоянная учеба, а значит и экзамен для нас. 

Беседовал Сергей Доровских
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами