Гость на линии

Николай Моисеев

28.11.2016
5714

Какие интересные находки удалось обнаружить тамбовским археологам в 2016 году? Много ли тайн хранят курганы? Насколько актуальна для региона проблема «черных копателей»? Об этом – в беседе с ведущим археологом «Центра по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» Николаем Моисеевым.


- Николай Борисович, насколько 2016 год был продуктивным для тамбовских археологов?

- «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» провел в этом году несколько экспедиций. Я руководил разведкой на территории Тамбовского, Рассказовского, Бондарского районов, мой коллега Евгений Логачев проводил разведки в Мордовском, Петровском, Мичуринском и Никифоровском районах, и еще один коллега – Олег Миронов, занимался раскопками курганной группы под селом Кузьмино-Гать Тамбовского района. О работе Олега Миронова стоит сказать отдельно, он провел, пожалуй, самые значимые раскопки в этом году. Эти курганы обнаружены еще в 1940 году. Но недавно принято решение, что земля на этой территории будет отдана для строительства жилья. Естественно, остро встал вопрос изучения курганов, и в течение октября-ноября работы были произведены.

В результате в восьми курганах исследовано 47 захоронений срубной культурной исторической общности – могилы относятся примерно к 17-13 векам до нашей эры. Обнаружены останки наших далеких предков. Они были индоевропейцами, и по расовому признаку принадлежали к европеоидам.  В отличие от предыдущих народов, они вели более оседлый, устойчивый образ жизни.


- Как это удалось доказать?

- На поселениях срубной культуры найдены земляночные жилища с каменными очагами, это говорит о том, что люди жили здесь не только летом, но и зимой. Также на поселениях находим и орудия земледелия – серпы, камни для растирания зерна. При этом захоронения  преимущественно бедные – срубная культура на территории Тамбовской равнины вообще не отличалась богатством по сравнению, например, с абашевской культурой, которая была здесь до нее. В основном в каждой могиле стояли керамические сосуды для погребальной пищи, у одного мужчины в могиле обнаружен бронзовый нож, у другого – шило, и это, в принципе, всё, что можно назвать ценным.


- С научной точки зрения что дало исследование этих курганов? 

- Оно подтвердило, что в середине II тысячелетия до нашей эры во время обитания на этой территории срубной культуры здесь наблюдался демографический всплеск. Не только в селе Кузьмино-Гать, но и  в окрестностях при хозяйственных раскопках и на огородах можно найти керамику срубной культуры. Это доказывает, что именно в это время наши предки стали селиться не только по берегам крупных рек, но и рядом с небольшими речушками и даже ручьями. При этом демографический рост проводил и к высокой смертности, особенно среди детей. Когда мы изучали курганы предыдущих эпох – катакомбной, абашевской, там были, как правило, только два-три захоронения. У срубной культуры – до десяти погребений в одном кургане. 


- Наши предки предпочитали «братские могилы»?

- Можно сказать так. 



- Вы упомянули, что в этом году проводились археологические разведки. 

- Да, в Бондарском районе обнаружено поселение бронзового века и парные курганы. В Тамбовском районе найдено 10 курганных могильников, одно поселение, и в Рассказовском районе – 20 курганных могильников. В будущем они будут поставлены на  учет. Самое интересное, что в Тамбовском районе я провожу разведки и раскопки с начала 1990-х годов и считал, что всё выявлено. Но в этом году выехал ранней весной и недалеко от села Селезни нашел еще три могильника.


- Интересно, а как вы определяете, видите их?

- По внешним признакам. Могильник выделяется иногда всего на 20-30 сантиметров над поверхностью. И хотя, как правило, вся насыпь распахана в ходе сельхозработ, всё равно встречаются глинистые пятна – могилы копают до глины, она выбрасывается на поверхность. Кроме этого могут попадаться кости, либо обломки керамики. 



- Вас можно назвать «охотником за курганами». Это Ваша личная страсть, или Вы как археолог должны по плану выявить определенное количество могильников в год?

- У каждого человека должно быть свое дело, которому он предан душой, призвание. Я родился в Первомайском районе, и с детства видел эти насыпи, они вызывали у меня большой интерес. В книгах того времени писали, что курганы – это, скорее всего, сторожевые насыпи, другие говорили, что это останки землянок, в которых бандиты складывали награбленные сокровища. И мое любопытство привело к тому, что я выбрал профессию археолога и на своем опыте убедился – такие насыпи возводили только над захоронениями. И при этом курганы постепенно сравниваются с землей, скоро их будет невозможно обнаружить даже опытным глазом. Сейчас моя главная цель – выявить и нанести на карту как можно больше могильников, чтобы потом их могли изучать наши потомки. В этом смысле да, я «охотник за курганами». 


- Сколько Вы открыли могильников за свою жизнь?

- Думаю, не менее 150. Но при этом в одном могильнике могут быть пять, десять курганов. 




- А курганы в основном разбросаны хаотично, или цепочкой?

- Цепочкой в одну линию возводили курганы скифские и сарматские племена, а вот в эпоху бронзы их насыпали уже хаотично. 

- Неужели за все эти годы так и не удалось найти в могильниках что-то драгоценное?

- В основном находки интересны в археологическом плане. Что касается драгоценностей, в одном из сарматских захоронений удалось найти серебро, но и это – небольшой сосуд, который сразу рассыпался, а также перстень и пряжку. Как такового клада мне никогда еще не попадалось. 


- И, тем не менее, хотя легенды не подтверждаются, охотников за приключениями и сокровищами всё равно хватает? Актуальна ли для региона проблема «черных копателей»?

- Конечно, проблема существует. Например, возьмем Крюково-Кужновский могильник под Моршанском. Известно, что в прошлом там были найдены несколько византийских монет. Видимо, «черные копатели» читают археологическую литературу, и постоянно там «ищут удачу». Недавно мы провели мониторинг и обнаружили там 50 свежих ям. Тоже самое – на Лядинском могильнике, и на других. Копатели ходят с металлоискателями, разрушают захоронения, оставляя после себя железные, бронзовые обломки и тем самым наносят значительный ущерб.  


- Но поймать «копателя» нелегко?

- Да, также сложно, как, например, браконьера. Нужно зафиксировать факт на видеосъемку, доказать, что он целенаправленно нарушил закон. 




- Николай Борисович, и последний вопрос: известно, что активное заселение территории области началось после строительства Тамбова, во времена царствования первого царя из династии Романовых. А как наши предки относились к курганам?

- По этой теме я как раз пишу статью. Когда сюда пришли первые русские люди, курганов здесь было по сравнению с нашим временем больше раз в десять, и они были значительно выше. Свои впечатления о курганах оставил известный почвовед Василий Васильевич Докучаев в знаменитой работе «Русский чернозем». Писал о них Артем Веселый в романе «Россия, кровью умытая»: «Степь отряхнулась от снегов и, выкатив тугие черные груди курганов, покорно ждала пахаря». Евгений Боратынский, когда ехал по Тамбовщине в усадьбу Мара, сочинил такие строки: «… Но так весной ряды курганов  При пробужденных небесах Сияют в пурпурных лучах…». Иными словами, наши предки восхищались красотой курганов, и им было интересно, что же они собой представляют. И они научились их рационально использовать. В первую очередь, как ориентиры. Например, приобретенные земли могли мерить от кургана до кургана. В кургане выкапывали ямку, куда закладывали бересту, как документ, подтверждающий право на землю и помечали место врытым столбиком. И если возникали конфликты – кто-то пахал, рубил лес или ловил рыбу в чужом ухожье, то вынимали этот столбик и бересту из кургана и доказывали свое право. Так что наши предки старались извлекать пользу из курганов, и мы должны следовать их примеру, изучая их и открывая новые страницы нашего прошлого. 




Беседовал Лев Рощин
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами