- А курганы в основном разбросаны хаотично, или цепочкой?
|
- Цепочкой в одну линию возводили курганы скифские и сарматские племена, а вот в эпоху бронзы их насыпали уже хаотично.
|
- Неужели за все эти годы так и не удалось найти в могильниках что-то драгоценное?
|
- В основном находки интересны в археологическом плане. Что касается драгоценностей, в одном из сарматских захоронений удалось найти серебро, но и это – небольшой сосуд, который сразу рассыпался, а также перстень и пряжку. Как такового клада мне никогда еще не попадалось.
|
|
- И, тем не менее, хотя легенды не подтверждаются, охотников за приключениями и сокровищами всё равно хватает? Актуальна ли для региона проблема «черных копателей»?
|
- Конечно, проблема существует. Например, возьмем Крюково-Кужновский могильник под Моршанском. Известно, что в прошлом там были найдены несколько византийских монет. Видимо, «черные копатели» читают археологическую литературу, и постоянно там «ищут удачу». Недавно мы провели мониторинг и обнаружили там 50 свежих ям. Тоже самое – на Лядинском могильнике, и на других. Копатели ходят с металлоискателями, разрушают захоронения, оставляя после себя железные, бронзовые обломки и тем самым наносят значительный ущерб.
|
|
- Но поймать «копателя» нелегко?
|
- Да, также сложно, как, например, браконьера. Нужно зафиксировать факт на видеосъемку, доказать, что он целенаправленно нарушил закон.
|
|
- Николай Борисович, и последний вопрос: известно, что активное заселение территории области началось после строительства Тамбова, во времена царствования первого царя из династии Романовых. А как наши предки относились к курганам?
|
- По этой теме я как раз пишу статью. Когда сюда пришли первые русские люди, курганов здесь было по сравнению с нашим временем больше раз в десять, и они были значительно выше. Свои впечатления о курганах оставил известный почвовед Василий Васильевич Докучаев в знаменитой работе «Русский чернозем». Писал о них Артем Веселый в романе «Россия, кровью умытая»: «Степь отряхнулась от снегов и, выкатив тугие черные груди курганов, покорно ждала пахаря». Евгений Боратынский, когда ехал по Тамбовщине в усадьбу Мара, сочинил такие строки: «… Но так весной ряды курганов При пробужденных небесах Сияют в пурпурных лучах…». Иными словами, наши предки восхищались красотой курганов, и им было интересно, что же они собой представляют. И они научились их рационально использовать. В первую очередь, как ориентиры. Например, приобретенные земли могли мерить от кургана до кургана. В кургане выкапывали ямку, куда закладывали бересту, как документ, подтверждающий право на землю и помечали место врытым столбиком. И если возникали конфликты – кто-то пахал, рубил лес или ловил рыбу в чужом ухожье, то вынимали этот столбик и бересту из кургана и доказывали свое право. Так что наши предки старались извлекать пользу из курганов, и мы должны следовать их примеру, изучая их и открывая новые страницы нашего прошлого.
|
|
|
Беседовал Лев Рощин
|