Гость на линии

Павел Моисеев
О том, как меняются в информационную эпоху вуз и общество в целом, рассказал Павел Моисеев – проректор по цифровой трансформации, управлению имущественным комплексом и инфраструктурному развитию Державинского Тамбовского государственного университета.
- Павел Сергеевич, термин «цифровизация» трактуется и используется весьма широко. Что это такое применительно к вузу?
|
||||||
- Если говорить предметно, это внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности организации: идёт ли речь об администрировании, науке, обучении, хозяйствовании и так далее. В университете важно создать единую информационную экосистему, а не фрагментированные цифровые острова. Однако, в сущности, вопрос не в том, какие новые технологии мы внедряем, а в том, какие качественные преобразования мы надеемся осуществить посредством них. Цифровизация – ключевой механизм корпоративных и, более того, социальных изменений. Подчеркну: ключевой механизм. Именно так сформулирована роль цифровой трансформации в программе стратегического развития Державинского университета, которая была создана незадолго до смерти Владимира Стромова. С этой программой университет вошёл в число победителей федерального конкурса «Приоритет-2030», который был фактически отбором ведущих вузов страны. Это большой успех университета и, в то же время, формализация статуса Державинского как драйвера регионального развития. Безусловно, эта программа будет выполняться именно так, как она была сформулирована. Для меня лично, для нашего коллектива стратегия «Приоритет-2030» это часть наследия Владимира Юрьевича.
|
- Если не секрет, каким было это начало?
|
||||
- На московском заводе ЗиЛ.
|
- А преподаватели и студенты? Что они получат от цифровой трансформации?
| ||
- Свободу от бессмысленной суеты. Цифровизация заставляет организационно-административные механизмы крутиться быстрее и поглощать намного меньше человеческого времени и усилий. Почему, например, университетский преподаватель – то есть педагог и учёный – должен поддерживать документооборот? И это не только наши, то есть сугубо вузовские, проблемы: с аналогичной ситуацией сталкивается чиновник, бизнесмен, рядовой клерк, пенсионер. Цифровизация призвана такие непрофильные задачи снять.
|
- Павел Сергеевич, Вам как человеку, глубоко погружённому в проблематику цифровизации, какие изменения кажутся наиболее значимыми, фундаментальными и, если угодно, бросающими вызов?
|
- Цифровая трансформация – вне зависимости от нашей воли и намерений – меняет смыслы университетской деятельности. Как проходили лекции в средневековом университете в XIV или XV веке? Лектор поднимался на кафедру и зачитывал отрывок из книги. Часто без каких-либо комментариев. Современный ведущий вуз – я могу привести в пример Державинский университет – имеет свободный доступ ко всем основным мировым хранилищам знаний. Владимир Стромов часто повторял, что университет для студента это точка доступа в глобальное образовательное пространство. Поэтому простое воспроизведение и распространение контента обесценилось. Современная образовательная система должна быть нацелена на максимизацию самореализации человека – на максимальное форсирование его возможностей. И чтобы реализовать такую задачу, образование должно быть максимально гибким и индивидуализированным. Информационные технологии обучения и организации учебного процесса – это ключевой инструмент для перехода к персональным образовательным траекториям для каждого студента. Такое расширение пространства выбора – организационно-технологическое чудо, которое воспринимается нынешними студентами как нечто само собой разумеющееся. А вот я не перестаю этому удивляться.
|