Гость на линии

Павел Моисеев

Павел Моисеев

11.04.2022
3003

О том, как меняются в информационную эпоху вуз и общество в целом, рассказал Павел Моисеев – проректор по цифровой трансформации, управлению имущественным комплексом и инфраструктурному развитию Державинского Тамбовского государственного университета.

Павел Сергеевич, термин «цифровизация» трактуется и используется весьма широко. Что это такое применительно к вузу? 

- Если говорить предметно, это внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности организации: идёт ли речь об администрировании, науке, обучении, хозяйствовании и так далее. В университете важно создать единую информационную экосистему, а не фрагментированные цифровые острова. 

 Однако, в сущности, вопрос не в том, какие новые технологии мы внедряем, а в том, какие качественные преобразования мы надеемся осуществить посредством них. Цифровизация – ключевой механизм корпоративных и, более того, социальных изменений. Подчеркну: ключевой механизм. Именно так сформулирована роль цифровой трансформации в программе стратегического развития Державинского университета, которая была создана незадолго до смерти Владимира Стромова. С этой программой университет вошёл в число победителей федерального конкурса «Приоритет-2030», который был фактически отбором ведущих вузов страны. Это большой успех университета и, в то же время, формализация статуса Державинского как драйвера регионального развития. Безусловно, эта программа будет выполняться именно так, как она была сформулирована. Для меня лично, для нашего коллектива стратегия «Приоритет-2030» это часть наследия Владимира Юрьевича.    

- Санкции внесли какие-то коррективы в планы и, в целом, в жизнь университета?

- Конечно, планы будут немного скорректированы, хотя это чисто технические коррективы. Например, изменились государственные критерии оценки научных достижений. Вместе с тем, наши амбициозные цели остаются прежними, равно как и шаги по их достижению. В нынешней ситуации опасными врагами является растерянность, уныние. Но мы каждый день видим, что делает и что говорит президент Владимир Путин, чем занято правительство России, как работает врио губернатора Максим Егоров: они излучают спокойствие, чёткое понимание ситуации, позитивный настрой, уверенность в будущем. 

Мы видим, что проблемы решаются. Это даёт опору, уверенность, служит своего рода источником энергии. Владимир Стромов уже давно – после первого своего избрания на пост ректора – определил цель университета как всемерное содействие формированию здорового человека и здорового общества. В этой формулировке подразумевается не только физическое, но и интеллектуальное и моральное здоровье. Естественным образом такое понимание здорового человека и общества включает в себя патриотизм. Хочу сказать, что университет был и остаётся опорой для многих людей – студентов, сотрудников и их родных.   

- Существует мнение, что цифровизация – способ решения всех проблем...

- Цифровизация как инструмент, при всех его достоинствах, не является чудесным алхимическим эликсиром, превращающим свинец в золото. Цифровая трансформация, конечно, создаёт новую управленческую ситуацию: мы находимся на грани, когда административно-организационные системы могут стать прозрачными, автоматизированными и упорядоченными. Это даёт определённые преимущества. Но всякое человеческое сообщество – тем более университетская корпорация – должно обладать значительной мерой свободы – пространством для самоорганизации, для тонкой настройки.

- Это слова технократа…

- А кто сейчас не технократ? Технократия – естественный ответ на современные вызовы – как говорят историки, «объективная историческая необходимость». Но свою позицию я бы назвал, простите за клише, технократией с человеческим лицом. В рациональные схемы функционирования и модели преобразований должны быть органично вплетены человеческие интересы, возможности, личные цели, смыслы и судьбы. Ничего нельзя сделать помимо и вопреки социальным интенциям. Это я понял с самого начала своей трудовой деятельности…  

- Если не секрет, каким было это начало?

- На московском заводе ЗиЛ.

- Карьера, типичная скорее для 1930-х годов…

- Не совсем так. Я закончил Факультет метрологической информатики Московского технологического университета «СТАНКИН». Кстати, закончил с отличием. Получил образование и в Державинском университете – на факультете экономики. Здесь же защитил кандидатскую диссертацию. После нескольких лет работы во главе отделов Ситибанка в Москве и Промсвязьбанка в Тамбове пришёл работать в наш университет – занимал управленческие должности в сфере информатизации и хоздеятельности. Одновременно преподавал на кафедре политэкономии и современных бизнес-процессов.

- Цифровизация охватывает все аспекты университетской жизни, как Вы сказали… Предлагаю разобраться во всём и по порядку. Что такое цифровизация управления?

- Это создание связанной (хотя и многомодульной), стройной и работоспособной электронной платформы для коллективного взаимодействия внутри организации. На этой платформе осуществляется и электронный документооборот, и постановка и контроль выполнения задач, и электронные совещания, и сопровождение закупок и финансов, и организация учебного процесса, и оформление трудовых отношений, и многое другое. Запуск такой системы (точнее, совокупности систем) – задача сложная и в техническом, и в организационном плане. Но в Державинском университете она, по большей части, решена: основные компоненты созданы. Осталась доводка. 

Кроме того, на уровне принятия решений мы делаем большой шаг вперёд. Мы создаём ситуационный центр университета – единое цифровое пространство для мониторинга, верификации и анализа данных, необходимых для принятия решений. Сюда же интегрируем экспертные системы. Цель – переход к управлению, основанному на данных, то есть переход от описательной к предсказательной, а затем – и к прескриптивной аналитике.


А преподаватели и студенты? Что они получат от цифровой трансформации?  

- Свободу от бессмысленной суеты. Цифровизация заставляет организационно-административные механизмы крутиться быстрее и поглощать намного меньше человеческого времени и усилий. Почему, например, университетский преподаватель – то есть педагог и учёный – должен поддерживать документооборот? И это не только наши, то есть сугубо вузовские, проблемы: с аналогичной ситуацией сталкивается чиновник, бизнесмен, рядовой клерк, пенсионер. Цифровизация призвана такие непрофильные задачи снять.   

- Итак, цифровизация меняет организационные основы. Изменится ли содержание образования?

- Да, и весьма сильно. В рамках программы «Приоритет-2030» мы переходим на схему обучения, предполагающую, что студент, помимо основной специальности, будет получать – сразу же, параллельно – как минимум, одну дополнительную. Это существенно повышает адаптивность и улучшает стартовые позиции на рынке труда. Высшее образование должно не загонять человека в узкоспециализированные рамки, а напротив, – расширять кругозор.

Мы уверены, что в большинстве случаев такие дополнительные специальности будут связаны с прикладными IT-компетенциями. В современном мире даже от гуманитариев часто требуется взаимодействовать с информационными системами, уметь извлекать, обрабатывать, анализировать и визуализировать данные.   

- Павел Сергеевич, Вам как человеку, глубоко погружённому в проблематику цифровизации, какие изменения кажутся наиболее значимыми, фундаментальными и, если угодно, бросающими вызов?

- Цифровая трансформация – вне зависимости от нашей воли и намерений – меняет смыслы университетской деятельности. Как проходили лекции в средневековом университете в XIV или XV веке? Лектор поднимался на кафедру и зачитывал отрывок из книги. Часто без каких-либо комментариев. Современный ведущий вуз – я могу привести в пример Державинский университет – имеет свободный доступ ко всем основным мировым хранилищам знаний. Владимир Стромов часто повторял, что университет для студента это точка доступа в глобальное образовательное пространство. Поэтому простое воспроизведение и распространение контента обесценилось. 

Современная образовательная система должна быть нацелена на максимизацию самореализации человека – на максимальное форсирование его возможностей. И чтобы реализовать такую задачу, образование должно быть максимально гибким и индивидуализированным. Информационные технологии обучения и организации учебного процесса – это ключевой инструмент для перехода к персональным образовательным траекториям для каждого студента. Такое расширение пространства выбора – организационно-технологическое чудо, которое воспринимается нынешними студентами как нечто само собой разумеющееся. А вот я не перестаю этому удивляться.    

Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA