Протоиерей Виктор Лисюнин
27.04.2019

Протоиерей Виктор Лисюнин

2954
Заведующий кафедры библеистики Тамбовской духовной семинарии, кандидат исторических наук, протоиерей Виктор Лисюнин рассказал, как подготовиться и встретить самый главный христианский праздник.

Отец Виктор, почему Пасха – главный праздник для православного человека, ведь Пасху называют «праздников праздник и торжество из торжеств»?

- Потому что идея воскресения, сам термин переводится «миновать», т.е. избавление от смерти к жизни. Мы, люди, созданы Богом, но мы попадаем в ловушку, и идет борьба за будущее наше. Борьба доброго со злым. Воспитывается воля для того, чтобы вернуться обратно, вернуться в состояние рая, вечности. Для этого нужно, чтоб Христос явился в мир, показал, как надо жить, Его проповедь – это благая весть о жизни вечной в Царствии Небесном. И, по сути, Он отдал свою жизнь за нас, показал, как человек воскреснет. В этом смысле для нас очень важно воспоминание о смерти Господней, не случайно все мы носим на груди именно Крест Господнь. «Господь терпел, и нам велел» - как в старину говорили простые русские люди. Твои страдания – это то, что носишь свое тело в этих искушениях, но ты верь, ты знай, ты готовься. Не случайно, что накануне Пасхи вспоминается во время страстной седмицы Таинство Святой Евхаристии, в четверг, накануне, все причащаются. Для того, чтобы привести себя к духовной чистоте, чтобы быть готовым к воскресению.

Скажите, какие блюда должны украшать праздничный стол в Пасху?

- Сам праздник символичен, и вот эти символы, все эти традиции, они не случайны. Традиции, они помогаю человеку. Если с детства это запоминается особенно, потом всю жизнь это тебя поддерживает.

Конечно, эти символы особенной пасхальной трапезы связаны с символом пасхального яичка, творожной пасхи и кулича. Эти три пасхальных символа украшают наш стол.

В этот день читаются молитвы на освящение молока и яиц и освящение мясных продуктов. Почему и освящение происходит не внутри храма, а вне его, ведь мясные продукты нельзя в храм заносить. Пост заканчивается, и люди имеют право вкушать пищу не постную. Но мы всегда уточняем – если человек постится, то для него пост – это состояние души, это не то, что мы едим и думаем. Надо быть аккуратным с разговением, праздник не должен превращаться в праздность. Пасха – это всегда встреча близких, это радость детям, тем, кто нуждается, и пасхальный период – это целая неделя. И

ликование должно переходить в благотворительность. Если есть немощные люди или рядом инвалиды – то обязательно этой радостью надо поделиться с ними. Почему раньше и освящали много яиц и куличей и раздавали их Раньше люди жили просто, и пища торжественная готовилась в этом праздник, чтобы поделиться радостью.

Отец Виктор, а почему именно яйца, кулич и пасха стали главными блюдами праздника?

- Да, они имеют своё обозначение. Яйцо – это символ того, как гробу было мервое тело Спасителя, а потом Он воскрес, так и яйцо, причем это и символ круга, вечности. Вспоминается история Марии Магдалины, которая пришла к римскому императору, и она, объясняя ему, как это – верить в воскресшего Христа, она показало яйцо – вот оно, мертвое, но оно оживет, и в этот момент, по легенде, яйцо покраснело. Вообще красный цвет – это символ жизни, красный, красивый.

Если говорить о творожной пасхе, то часто её изображают в виде пирамиды. Тут вспоминают чаще всего ветхозаветную историю о египетском плене. Они перешли от ига фараона через море. Но в христианском понимании это иго греха, и в данном случае пирамида это как восхождение в горний мир, воссоединение с Богом. Мы говорим о вечности, о душе. Человек это не просто биологическое существо, а, прежде всего, духовное существо. Есть расхожая фраза – «человек – это то, что он ест», но мы видим, что человек – это, прежде всего, то, что он думает.

Говоря о куличе – это символ евангелистский, непосредственно связан с жизнью Спасителя. Господь – это хлеб жизни, он нас питает своей проповедью, он наш духовный хлеб. И апостолы всегда оставляли часть хлеба на трапезе, ведь Христос невидимо, духовно всегда с нами. В память об этом и пекутся куличи.

Многие из нас обращали внимание, что, когда идет пасхальный крестный ход, то впереди несут не только зажженную лампаду, крест, икону – впереди идет человек и несет большой хлеб. Это артос. В течение всей пасхальной седмицы он находится в алтаре, участвует в крестном ходе, он символизирует, что Господь, который нас питает, принес нам эту Евангельскую благую весть воскресения, Он с нами. И артос потом дробится и раздается людям. Это такая святыня, которую человек может взять с собой куда угодно. Если не может человек причаститься, он берет артос и может через него приобщиться этой пасхальной радости. Т.е. это то, что любой мирянин может взять с собой, если уезжает, например, в зарубежную поездку. Крещенская вода и артос – это те святыни, которыми можно лечиться, которые дают человеку возможность поддержать себя вдалеке от храма.

Эти символы, они связаны с евангельской историей, и с библейской историей, и они передают нам нравственные богословские символы и они помогают человеку проникнуть в идею воскресения.

Последние годы люди спорят, надо ли ходить к усопшим родственникам на кладбище. Что об этом говорит Церковь?

- Всегда кладбище было рядом с храмом, вокруг храма всегда погосты. И поэтому это было естественно, когда люди ходили в храмы на пасхальную седмицу, а потом несли эту радостную весть и заходили к могилам своих родственников.

В древности наши московские цари, находясь в Успенском соборе, выходили, и тут же рядом усыпальница патриархов и великих князей. И они христосовались с ними, они восклицали «Христос Воскресе», обращаясь к усопшим своим предкам.

Но почему сейчас этот вопрос? Он потому, что в советское время, когда разрушали храмы, единственным местом, где можно было похристосоваться, это была могила своего родственника, или какого-нибудь почитаемого святого. В Тамбове это была, например, могила преподобной Марфы Тамбовской, вот к ней не зарастала тропа, к ней шли, исцелялись, молились. И, конечно, могилы своих родственников. Туда, под видом ухода за могилой, люди шли, особенно, если эти люди партийные. Вот эта традиция, она осталась.

По сути это древняя традиция времен гонений, когда верующие в большие праздники тайно собирались в катакомбах и молились, даже совершали литургии на могилах мучеников.

А сейчас происходит некий перекос. Если человек не пришел в храм, а сразу пошел к могиле, получается некое невежество. Ты вначале должен придти в храм, взять эту благодать, и с этим ликованием, с этим освященным пасхальным яичком идешь как бы крестным ходом к своим родственникам. Как жены мироносицы несли эту весть от Гроба Господня, так и мы от храма и открытого алтаря, символизирующего место Воскресения Христова, несем эту весть по миру, особенно тем, кто ожидает своего Воскресения. Но если ты этого не совершаешь, получается, что ты, как язычник, просто почитаешь своих родственников, но не поклонился как они, в свое время при жизни, в храме и не передаешь весть о воскресении Христовом. Конечно, не надо людей отучать от того, чтобы на Пасху ходить на кладбище, надо приучать людей к правильному пониманию. Ты вначале сходи в храм, зажги там свечу, помолись, побудь на ночном богослужении, или на утреннем, а потом, пожалуйста, утром или днем – можешь посетить и могилы родственников.

Но даже это не обязательно. Потому что есть специальный день, на девятый день после Пасхи – Радоница. Радость. Это специальный день заупокойный после Пасхи, когда и пасхальные песнопения, и отдельно мы уделяем внимание нашим родственникам.

Дело в том, что Пасха ведь разная по времени бывает, бывает ранняя, и тогда только-только оттаивает снег, и зимой не могли похоронить людей, их клали под клеть храма, или специальный ледник был, и там хранили тела тех, к то умер зимой. И вот на Радоницу их доставали и как бы своеобразный

крестный ход с этими телами, шло такое отпевание, и шло захоронение в этот день. И для них была радость, что их погребли наконец-то.

Вот такие традиции. Слава Богу, что у людей есть память, слава Богу, что у наших светских людей, может быть ничего не придерживающихся, вот есть эта внутренняя генетическая память – что на Пасху надо сходить и почтить своих родственников. Но надо понимать смысл того, что делаешь и стараться правильно соблюдать святые традиции предков.

Я по себе скажу. В советское время мы приходили на кладбище и христосовались. Школьников в храмы нельзя было пускать, было оцепление вокруг Покровского собора и других храмов. Так вот мы приходили со своими родителями именно на могилы родственников. И происходил интересный диалог, когда кто-то из родственников говорил – вот покатай яичко на могиле, на гробнице, и скажи – «Христов Воскресе» - а мы тебе отвечаем – «Воистину Воскресе», это мы отвечаем от лица их. И я, ребенок тогда, думаю – как, значит, они живы? Значит, они где-то тут? У меня был вот этот вопрос – а что такое другой мир? Именно тогда, в детстве, через этот диалог на могиле усопшего человека, что-то такое теплое, объединяющее происходило.

Идти на могилу родственника – это тоже символ, добрый ритуал, но он должен быть более правильно по христиански, культурно воспринимаемым. Мы должны, прежде всего, придти в храм, и уже оттуда эту добрую весть принести, согреть души усопших родственников. Они ждут, когда мы придем и передадим им эту благодать.

Что бы Вы пожелали нашим читателям в дни Святой Пасхи?

- Божьей помощи всем нам, эти дни самые радостные. Это состояние детства. Господь ради нас пришел сюда и принес нам благую весть о жизни вечной. Конечно, для всех нас эти дни не просто торжественные, дни уюта, общения, соборности. Я желаю, чтобы вместе с воскресшим Христом мы внутри себя воскресили самые главные качества нашей человечности, которые единят нас с Богом – вера, надежда, любовь. В это праздник необходимо обновиться и вспомнить, что мы райские существа, что мы божии существа. Для того, чтобы это понять, надо впустить в себя знание о Воскресшем Христе Спасителе, а для того, чтобы впустить, надо подготовить свою горницу, свою душу, своё внутреннее состояние. Человек – это духовное существо, поэтому надо следить за своим внутренним миром. Бог нам в помощь на этом пути, и дай Бог, чтобы воскресший Христос посетил сердце каждого человека.

Бог в помощь, и с Пасхой Господней, с Воскресением Христовым! Христос Воскресе!


Присылайте свои сообщения на номер 8-900-5-123-000 в whatsapp и viber
Читайте наши новости «ВКонтакте»

Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*