|
Вопрос: Сергей Николаевич, как давно и почему Вы занимаетесь поиском захоронений? |
Сергей Николаевич Сазонов: Всё идет от истории семьи. Как и в любой семье, мои предки воевали, имели награды, кто-то погиб, кто-то вернулся с фронтов. Тем не менее, о целом ряде родственников десятилетиями не было никаких сведений. В 2007 году я обратился в Министерство обороны, и генерал-майор Кириллин подсказал, что в Интернете создан и постепенно наполняется документами единый архивный ресурс «Мемориал». Это действительно беспрецедентная база данных, где собраны электронные копии оригиналов документов о безвозвратных потерях, документы военных госпиталей, медсанбатов и так далее. Сначала я отыскал могилы родственников, но потом решил, что можно и нужно пойти дальше. Тогда я собрал данные и написал первую книгу «Имена на памятнике», посвященную воинам-землякам, уроженцам поселка Александр Невский Рязанской области. Вторая моя книга рассказывает о воинах села Верхоценье Сампурского района. Кстати, именно в этом селе был установлен первый памятник погибшим и пропали без вести солдатам. Сейчас таких мемориалов, насколько мне известно, создано более пятидесяти. Верхоценье – малая родина Владимира Николаевича Карева, и эта колоссальная работа по созданию мемориалов идет благодаря его участию. С его помощью вышла и моя книга «Верхоценцы, не вернувшиеся с войны». Собственно, за эту книгу мне и присудили премию имени В.В. Сенько. Сейчас я собираю материалы для нового издания, посвященного погибшим фронтовикам села Иловай-Рождественское Первомайского района, это родина моей матери. |
|
Вопрос: Сергей Николаевич, архивные документы выложены в сети Интернет и доступны каждому. Существуют ли трудности при работе с ними? |
Сергей Николаевич Сазонов: Электронные копии документов нетрудно найти в базе. Но для детального анализа нужен навык, который вполне приобретается. Основная сложность в том, что за семьдесят лет неоднократно менялось административное деление, одни населенные пункты были переименованы, другие вовсе исчезли с карты, и больше всего времени уходит на то, чтобы точно установить, где произошло то или иное сражение, как найти захоронение. Нередко в документах, что вполне объяснимо, содержатся ошибки, неточности в названиях населенных пунктов. Так что это кропотливая работа, но посильная. |
|
Вопрос: Сергей Николаевич, как Вы считаете, для чего необходимо хранить память о войне? Не просто же потому, что «так надо». Должно быть особое и глубокое объяснение. |
Сергей Николаевич Сазонов: История становится историей, человек становится гражданином, патриотом, только в том случае, если он воспринимает историю страны через призму истории своей семьи, благодаря родословной. Остальное – политические режимы, столкновения идей, белые, красные и так далее – всё это наносное. Основа патриотизма не в цветах флагов, а в генетической памяти. История не прерывается, если человек не забывает фамилии, имена предков, хранит фотографии, а главное – ищет, как узнать больше. Когда ему интересно, например, из каких мест и для чего его далекие предки пришли и основали село, в каких воинах воевали и так далее. Поэтому вся военно-патриотическая работа, как я ее понимаю, должна стоиться таким образом: меньше шума, громких слов, больше изучения и, как результат, благодарности прошлым поколениям. Очень хороший лозунг «Спасибо деду за Победу», но важно, чтобы он не стал пустым звуком, формальностью. Ведь «спасибо» можно сказать только осознанно, а не просто так. Понимая, в чем величие Победы и вклад в нее конкретного человека – твоего родственника. Семья – это вообще стержень истории. Нужно понять, что именно семья – основа всего, а цари, генсеки, президенты только крутятся вокруг, как это ни парадоксально. |
|
Вопрос: Сергей Николаевич, но и классическая русская литература говорит о том же. Лучшие художественные произведения, как правило – это «семейные романы», где время, эпоха показаны через судьбу нескольких поколений. |
Сергей Николаевич Сазонов: Согласен, но важно добавить: в таких книгах, как правило, описывается семья на переломном этапе истории. А если смотреть более широко, то в основе проблематики, поднимаемой классической литературой, стоит «маленький человек». Да, наверное все мы – маленькие люди. Но эти маленькие люди в своем хаотичном движении выстраивают историю страны. Именно поэтому невозможно быть абстрактным государственником, и без любви к своей семье не бывает патриотизма. На эту мысль меня натолкнула работа над книгой о воинах Верхоценья. Ведь это одно из сел, откуда пошло «антоновское восстание». И когда читаешь о судьбах людей, которых осудили и наказали за участие в крестьянском восстании, о тех, кого раскулачили в 30-х, и затем видишь по документам, как они же, или их дети уходили на фронт, становились героями, гибли, или брали Берлин, то как это объяснить? Видимо, они воевали не за власть, не за идеологию, понимая сиюминутность всего этого, и сражались за нечто большее. За свой дом, землю, за историю семьи. Для них не было разницы: вчера пришел Тухачевский со своими порядками, сегодня Гитлер. |
|
Вопрос: Сергей Николаевич, мы беседуем с Вами в часы, когда христиане во всем мире празднуют Пасху. В эти дни провозглашается духовная победа над смертью. Мы знаем, что церковь поминает погибших воинов и призывает к тому, чтобы мы молились за ушедших, не забывали имена родственников, которых уже нет с нами. Иными словами, память в контексте традиции обретает особый нравственный смысл. |
Сергей Николаевич Сазонов: Я тоже убежден: человек не уходит, не исчезает до тех пор, пока мы его помним. Нужно просто осознать для себя, что ты – часть того человека, который воевал. В твоих жилах течет его же кровь. Когда мы говорим «Спасибо деду за Победу!» мы помним, что дед – часть тебя. Это не кто-то чужой, а часть тебя лежит под Смоленском, Москвой, под Варшавой или Берлином. Без этой памяти нет, и не может быть тебя цельного, полного. |
|
Вопрос: Сергей Николаевич, немало людей благодарны Вам за помощь в поиске могил погибших родственников. Расскажите о каком-нибудь одном таком случае.
|
Сергей Николаевич Сазонов: Приведу такой пример. Николай Иванович Головачев долгие годы ничего не знал о судьбе своего отца Ивана Алексеевича. Известно было только, что он пропал без вести в бою у деревни Осмерица Псковской области. Мы нашли первоначальные источники, донесения о безвозвратных потерях. И по этим документам удалось определись точное место – и это оказалось существующее воинское захоронение. Однако на обелиске была указана всего лишь треть фамилий от того количества солдат, имена которых мы документально установили. Мы связались с районной властью и военкоматом. Обычно в таких случаях всё решается легко, по звонку – как правило, нам идут на встречу, просят выслать найденные документы, начинается сбор средств на установку памятника, либо находят другие варианты. То есть, мы почти всегда встречаем горячую заинтересованность. Но здесь возникли непонятные трудности, и на новый памятник с точным указанием всех погибших красноармейцев средств не нашли. Но Николай Иванович, всю жизнь искавший отца, пошел дальше и смог пробиться на прямую линию с Президентом, попросив лично Путина решить этот вопрос. Безусловно, такое отношение, жгучее неравнодушие стоят не одного слова признательности, я бы даже сказал восхищения. В результате Николай Иванович отправился вместе с родственниками на могилу, которую искал всю жизнь, постоял у нового памятника, где среди фамилий значился и его отец Иван Алексеевич Головачев. Возможно, что это лучший пример, когда человек проходит, а точнее, разрушает все трудности и препятствия, чтобы отыскать и поклониться драгоценной и потерянной части самого себя. |
|