Гость на линии

Сергей Захарцев

13.09.2017
3391

В 2017 году Госжилинспекция Тамбовской области вошла в десятку самых эффективных в стране. Глава ведомства Сергей Захарцев рассказал ИА «Онлайн Тамбов.ру» о том, с какими вопросами чаще всего обращаются жители региона, и как скоро удается их решать, о подготовке к отопительному сезону, о качестве капремонта и эффективности УК и ТСЖ.

- Сергей Николаевич, когда коммуникации ветхие, дом старый, крыша течет, то вопросов к УК возникает масса, а как обстоят дела с новостройками — какие проблемы есть в северных микрорайонах Тамбова?

- Главная проблема новостроек - выбор формы управления, потому что новостройки заселены не на 100 процентов, даже не на 80, а в вопросах управления домом собственники по большей части пассивны. Можно отдать выбор на откуп муниципалитету, тогда дом выставляется на конкурс по выбору УК, либо собственники могут создать ТСЖ или сами выбрать управляющую организацию. И это всегда спор. К тому же мы сталкиваемся с проблемой, когда в борьбу за дом вступают две управляющие компании. Жители выбирают одну УК, составляют протокол, или меняют одну УК на другую, но первая компания с этим не согласна. В этих ситуациях бывает имеют место попытки "накручивания" собственников, «разжигания» скандальных настроений. При этом позиция управления государственного жилищного надзора однозначна – нельзя делать жителей «заложниками» спора хозяйствующих субъектов. При любых спорах дом должен быть обеспечен коммунальными услугами и комплексом работ по его надлежащему содержанию. При этом стоит отметить, что в соответствии с жилищным законодательством протокол общего собрания собственников может быть признан законным или не законным исключительно в судебном порядке. Госжилнадзор следит за соблюдением процедуры принятия решения, надлежащего оформления решений общего собрания. Министерством строительства и ЖКХ установлен подробный порядок оформления протоколов общих собраний собственников, уведомления надзорного органа о принятых решениях. На сегодняшний день протоколы общих собраний собственников являются официальными документами, и управляющим организациям стоит сосредоточиться на соблюдении процедуры принятия собственниками решений и их документального оформления, а не разжиганием розни среди жителей многоквартирных домов.

- Будучи еще зампредом регионального Общественного совета по вопросам ЖКХ руководителем общественной организации НП «ЖКХ-контроль», Вы часто выступали медиатором, старались примерить стороны, путем переговоров и поиском оптимального решения. В Госжилнадзоре, как известно, действуют предписаниями. Удалось перестроится?

- Я и сейчас убежден, что конфликт лучше разрешить путем переговоров. Такой путь более эффективный, он позволяет уйти от бумажной волокиты и достичь взаимоприемлемого результата в кратчайшие сроки. Первостепенная задача управления — найти решение проблемы, с которой обращаются жители. В случае непонимания отдельными участниками процесса первостепенных задач могут последовать и соответствующие санкции. Но они – не самоцель, главное – решить возникающие проблемы.  

- Общение жителей с управляющей компанией тоже зачастую заканчивается скандалом. Как вы считаете, в чем причина такой нервозности с обеих сторон?

- Мне бы хотелось, чтобы управляющие компании скорректировали свои подходы в работе с населением. Больше внимания уделяли людям. Потому что многие жалобы, которые поступают к нам по части работы управляющих компаний, есть следствие того, что с людьми, элементарно, не разговаривают. Считаю, что специалисты соответствующих подразделений управляющих компаний не должны быть кабинетными работниками. Их задача – идти «в народ», информировать население по всем вопросам деятельности управляющих компаний, объяснять, рассказывать, быть инструментом обратной связи между людьми и своими руководителями.

- Как мы знаем, шквал обращений приходится на период запуска системы на старте отопительного сезона. Какая картина была по итогам отопительного сезона 2016-2017 года?

- В целом вхождение в отопительный сезон было достаточно кратким, без существенных отключений потребителей. Вместе с тем, были факты снижения гидравлических режимов тепловых сетей, что сказывалось на качестве предоставляемых населению услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения. Кроме того, ряд управляющих организаций и органов местного самоуправления (в Мичуринске, например) не предприняли должных мер, направленных на получение, в установленные нормативными документами сроки, паспортов готовности к эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону. В Тамбове в течение длительного времени не решался вопрос подключения к теплоснабжению многоквартирного дома № 90 по ул. Никифоровской. Объяснялось это невозможностью устранения порыва внутридомовой сети теплоснабжения в одной из квартир дома (на вводе в дом в техподполье под этой квартирой), из-за отсутствия допуска в помещение со стороны собственника. Мы инициировали введение режима ЧС в отношении данного дома, управляющая компания получила доступ в квартиру для проведения необходимых работ, после чего теплоноситель был подан во весь дом. В отношении дома № 16/4 по ул. Северо-Западной потребовалось неоднократное, непосредственное вмешательство управления для решения вопроса подачи теплоносителя в дом. С одной стороны, данный дом строился ООО "Юкон", в отношении которого инициирована процедура банкротства, имеют место строительные недоделки. Но, с другой стороны,  задачи обеспечения жителей коммунальными услугами должны решаться оперативнее, при взаимодействии управляющих и ресурсоснабжающих организаций, при активном участии органов местного самоуправления. На этих двух примерах хочу еще раз подчеркнуть необходимость качественного и оперативного взаимодействия всех заинтересованных лиц при прохождении отопительного сезона, и особенно в его начале.

- Как много жалоб поступило за отопительный период?

- Управлением в период прохождения отопительного сезона 2016-2017 гг. проведено 474 проверки по обращениям жителей, вынесено 406 предписания в адрес управляющих организаций об устранении нарушений качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, составлено 154 протокола. Обращений, связанных с теплоснабжение стало меньше. Это показывает сравнительный анализ с 2014 по 2017 год. Если в сезон 2015-2016 гг поступило 510 обращений, то в сезон 2016-2017 - уже 376, что меньше на 26,3%. Этого удалось добиться, в том числе, за счёт переключения части нагрузок на газотурбинную ТЭЦ, что снизило общее количество повреждений на тепловых сетях и за счет эксплуатации тепловых сетей в "щадящем" гидравлическом режиме. Отмечу, что снижение обращений по вопросам теплоснабжения происходит на фоне общего увеличения количества обращений. В 2016 году всего поступило 4606 обращений граждан, в 2015 году – 3357, то есть рост составил 37,2 %. И это не плохо, в определенной степени свидетельствует о доверии населения к надзорному органу, который прикладывает много усилий для решения многочисленных, повседневных проблем жителей области. При этом жилищная сфера была и остается довольно проблемной. Это связано с целым рядом вопросов: накопленные системные проблемами в отрасли, активно изменяющееся законодательство, порядок взаимоотношений ресурсоснабжающих и управляющих организаций, определенная пассивность жителей в вопросах управления своим домом. В этой ситуации жизненно необходимо осмысленное поступательное движение в направлении решения этих задач, что является приоритетом управления.

- Как вы оцениваете эффективность ТСЖ?

- Всего у нас в регионе порядка 800 ТСЖ, из них "живых" порядка 150. Потому что создавались они под 185-й закон, где одним из условий вхождения в программу капитального ремонта значилось наличие ТСЖ, но управлять домом сами собственники не собирались и передавали полномочия ТСЖ управляющим компаниям. Но те ТСЖ, которые реально работают, показывают свою эффективность. Собственники сами, рачительно и ответственно управляют своим имуществом, как следствие в Жилнадзор от домов, где есть ТСЖ, жалобы практически не поступают. Думаю, чем больше ТСЖ, тем система ЖКХ будет стабильнее. Но, опять же это вопрос активности людей - должно быть желание работать. Как правило, это идет допнагрузкой к основной работе. Нужно проверить приборы учета, посмотреть не течет ли крыша, как работает лифт и так далее. Примеры успешных ТСЖ - "Вариант" в городе Рассказово и "Уют" в Котовске, но там люди полностью отдаются этой работе, она для них основная.

- Какие меры предпринимаются сейчас для того, чтобы предотвратить, свести на нет такие трагические случаи как взрыв бытового газа в Моршанске?

- Газоснабжение является одним из видов коммунальных услуг, и в настоящее время трудно представить жизнь без газа. Но нужно помнить о том, что газ – источник повышенной опасности, газоснабжение жилого дома может быть сопряжено с авариями, в том числе и с человеческими жертвами. Причинами аварий являются, как правило, ненадлежащая эксплуатация газового оборудования или его неудовлетворительное состояние. Отсутствие договора о техническом обслуживании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования создает угрозу безопасности жизни и здоровью людей, значительных материальных потерь. Договор на обслуживание газового оборудования не просто нужен - в соответствии с действующим законодательством, да и с жизненными реалиями, он необходим. Мы создали базу риск-ориентированных потребителей услуг газоснабжения, то есть лиц несущих потенциальную угрозу при использовании ими бытового газа, таких как: ведущих асоциальный образ жизни, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, злостно нарушающих правила пользования газом. Так же в этот перечень включен ряд многоквартирных домов, в которых также есть повышенные риски использования газа ввиду их технического состояния (общежития, бараки).В данный список вошли 272 многоквартирных дома и 2140 абонентов – физических лиц. Все они находятся на особом контроле. По поручению заместителя главы администрации области Игоря Николаевича Кулакова организованы мероприятия информационно-просветительского проекта "Газ для нас", нацеленного на просвещение учащихся образовательных организаций Тамбовской области в вопросах безопасного использования газового оборудования в жилых помещениях. Управлением проведен мониторинг организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами по вопросу заключения договоров на техническое обслуживание ВДГО. Вместе с тем, на территории области недостаточно активно решается вопрос организации обязательных работ по диагностике газового оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации. По предварительным данным, на территории области подлежит обязательной диагностике внутридомовое газовое оборудование более чем 3800 многоквартирных домов. Необходима активизация работы управляющих организаций области в части информационно-разъяснительной работы с населением по данному вопросу.

- Как Вы оцениваете качество капитального ремонта многоквартирных домов?

- Зачастую многие организации, осуществляющие функции строительного контроля, формально относятся к выполнению своих обязанностей, из-за чего происходят нарушения, как в части соблюдения технологии производства работ, так и в части оформления технической документации, как было с домами на улице К. Маркса, 251 и ул. Советская, 38 «г» в Тамбове. Кроме того, общий анализ состояния дел при реализации программ капитального ремонта показывает необходимость перехода на новый качественный уровень взаимодействия управляющих, ресурсоснабжающих и проектных организаций, а также регионального Фонда капитального ремонта и технических заказчиков, которым переданы полномочия по отбору подрядных организаций и контролю за выполнением работ.

- Как обстоят дела с затоплением подвалов на улице 2-я Шацкая?

- На 2-ой Шацкой переложили все сети - канализационные и теплоснабжения, на данный момент воды нет, сейчас вопрос стоит по благоустройству.

- Исходя из обращений и часто повторяющихся ситуаций, какие советы Вы могли бы дать собственникам жилья?

- Первое, необходимо выбирать старшего по дому и выбирать совет дома - не формальный. Дело в том, что это те люди, которые не безразличны к проблемам дома, которые будут представлять интересы жильцов, в хорошем смысле "донимать" управляющую компанию. Там, где старший и совет дома сильные, там УК очень хорошо работает. Второе, если возникают вопросы по расходованию средств, которые идут на управление домом, первое, что нужно сделать, это посмотреть договор с УК, где расписана первая строка. Третье, обязательно в первую строку включать текущий ремонт. Рано или поздно он потребуется. Жить от капремонта до капремонта - это самообман. Какая-то сумма на текущий ремонт обязательно должна быть заложена в первой строке, чтобы дом поддерживать в оптимальном состоянии.


Беседовала Светлана Соловьёва


Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами