Гость на линии

Тамара Попова
- Тамара Ивановна, почему именно 27 апреля считается официальной датой основания Тамбова? Есть ли официальные подлинные документы, засвидетельствовавшие именно эту дату?
| ||||||
- По старому стилю это было 17 апреля 1636 года. Одним из главных исторических источников, свидетельствующих о дате и обстоятельствах основания города Тамбова, является "Тамбовский летописец". Это сравнительно небольшое описание в летописной форме истории основания города-крепости на юго-восточной границе Московского государства с 1636 по 1708 год. Автор его неизвестен, с большой вероятностью это был монах. Подлинник Летописца был утрачен, но сохранились три варианта списков с документа, некоторые из них долгое время находились в Троицко-Пушкарской церкви. Один из списков, который относится к 1790-му году, под названием "Известия о начале города Тамбова и происходивших в нем достопамятных вещей и архиереях, обетовавших в нем" излагается в летописи Козлово-Троицкого монастыря. Этот источник хранится в Государственном архиве Тамбовской области. Важно то, что во всех вариантах списков летописи упоминается одна и та же дата и обстоятельства основания крепости Тамбов - 17/27 апреля.
|
- Но всё же крепость Тамбов не мог построит один человек, кто возводил стены?
| ||||
- Крепость строили жители окрестных сёл, монахи, присланные из Шацкого Николо-Черниевского монастыря, "сведенцы" - переселенцы, служилые люди: стрельцы, пушкари, казаки.
|
- Интересно, каким был Боборыкин, как к нему относились первые тамбовчане?
| ||
- Есть факты, что Роман Боборыкин при необходимости даже тратил свои деньги на покупку лошадей, оружия, продовольствия для крепости, но и восполнял эти затраты тем, что не стеснялся увеличивать поборы с населения. Отличался непреклонным желанием добиться поставленной цели любым путем, поэтому порой был жестким и злоупотреблял своей властью. Давая такую оценку деятельности и поступкам основателя нашего города, нельзя не учитывать особенность исторического времени, особенность системы государственного управления, частью которого было воеводство с сохранением системы кормления (первоначально означало способ содержания должностных лиц - прим. ред.), несмотря на то, что оно было официально отменено.
|
- И что же с ним произошло после этого побега?
| ||
- Правительственная комиссия оправдала его, связав событие с московской смутой. Учтён был и тот факт, что Роман Фёдорович Боборыкин продал свои вотчины за 15 тысяч рублей и потратил их на строительство тамбовских и козловских укреплений. Документы подтверждают, что ремонт Козловского вала и создание деревянных и земляных укреплений он сделал на личные средства. В дальнейшем Боборыкин служил при дворе, был воеводой в других городах, принимал участие в местнических спорах, судился с патриархом Никоном, стал окольничим, членом боярской Думы. Это был человек своего времени, живший по законам этого времени. Система местничества вынуждала быть тщеславным, скандальным; система кормления - не всегда честным и справедливым; упорство в достижении цели - жестоким. При этом надо выделить главное положительное качество воеводы - это верность царю, неукоснительное выполнение его приказов. Он много сделал для охраны и укрепления государственной границы, тем самым служил Отечеству. Хорошо разбирался и ориентировался в политике, был специалистом по строительству пограничных крепостей, известным государственным деятелем XVII века. Все несовершенства личности поглотило время, мы же его помним как основателя нашего города, талантливого организатора строительства и жизни крепости. Доктор исторических наук, профессор ТГУ имени Державина Юрий Александрович Мизис посвятил ему монографию “Воевода Московского царства (Р .Ф. Боборыкин на государственной службе)”, в которой без прикрас описал нам жизнь яркой личности, смыслом жизни которой было служение царю и Отечеству.
|