Гость на линии

Тамара Шестакова

09.02.2015
11976

  Директор Тамбовской областной картинной галереи в интервью ИА "Онлайн Тамбов.ру" о современном искусстве, застройке исторического центра и культуре управления.

Чем удивит и что покажет картинная галерея в 2015 году?
Из приезжих выставок мы очень ждем графические работы Сальвадора Дали. Его иллюстрации библейского сюжета - 105 цветных гравюр из частной итальянской коллекции. Выставка "Сальвадор Дали. Священное послание" откроется летом.

Впереди 70-летие Победы. Великому празднику мы посвящаем целую серию мероприятий. Готовим большую ретроспективу. В нее войдут не только работы из фондов галереи, но и свежие произведения тамбовских художников. Речь идет об абсолютно новых работах. Мы поставили художникам такую задачу. Планируется, что эта выставка откроется в апреле.

Первой из военной серии стала экспозиция художника Аркадия Платицина. Всё, что связано с войной, всю жизнь для Платицина было свято, памятно и дорого. И хотя говорить на эту тему он не очень любил, но писал много, по памяти. Тонкая, изящная техника акварели. Все это мы сейчас выставляем, а принадлежат картины его семье. Это посмертная, первая большая выставка в Тамбове, очень знаковая. Художник жил и работал в Мичуринске. В 18 лет он ушел добровольцем на фронт и дошел до Берлина. Вернувшись, он основал мичуринскую художественную школу. Он очень гордился своими учениками, всегда говорил: "Я счастлив, что мои воспитанники достигли таких вершин!" Его учениками были художник-график Станислав Никиреев, великолепный живописец Виталий Попов, портретист Валерий Хабаров. Это художники мирового уровня!


Кем нужно быть, какие достижения иметь, чтобы выставляться в областной картинной галерее?
Мы работаем в различных направлениях и с различной аудиторией, проводим более пятидесяти выставок в год. План выставочной деятельности сверстан на два года вперед. Нам приносят полотна 17-19 века, по ряду признаков мы точно определяем, что это так. Великолепная вещь! Художник неизвестен. Дело в том, что в 19 веке и раньше жило столько много художников! История же отобрала только Шишкина, Саврасова... Есть художники ничуть не хуже, но не смогли, то что называется "не случилось", не попали в струю.

К нам попасть не так просто, но при этом мы хотим охватить все категории. Стараемся дать возможность показать себя не только состоявшимся художникам, но и школьникам, и учащимся художественных школ, студентам, подающим особенные таланты.

Бывают откровенно очень слабые работы. Тогда мы предлагаем следующий вариант: раз в год мы устраиваем выставку самодеятельного творчества — бисер, лоза, глина, живопись. Выставка собирает до 700 участников.

Нам много пишут из-за рубежа. Повсеместно существует практика: чтобы попасть на выставочную площадку, нужно заплатить арендную плату. В Москве, Санкт-Петербурге, например, стоимость аренды исчисляется миллионами рублей. Мы этого не делаем. Никогда.

 Не берете плату даже с привозных коммерческих выставок?
Коммерческие выставки идут по линии совместного проведения. В этом случае картинная галерея получает процент от их заработка с продажи билетов.

Пожалуй, самой обсуждаемой из последних стала выставка Никаса Сафронова. На уровне городских властей звучали обещания приобрести для тамбовской картинной галерее несколько из его работ. Это произошло?
Выставка Никаса Сафронова, действительно, вызвала большой интерес. В экспозицию вошло более 70 работ, в том числе выполненных в новой технике Dream Vision. Престижно для любой галереи иметь в своей коллекции картины известных художников. Для многих авторов считается хорошим тоном оставить картину тому музею, где он выставляется. Владимир Попов-Масягин, например, был против того, чтобы одна из его работ осталась у нас. В случае с Никасом Сафроновым, я считаю, нам очень повезло. Он с удовольствием откликнулся и при содействии администрации города в лице Александра Боброва нашлись меценаты, и мы приобрели его картину. Она выставлялась у нас. Это итальянский пейзаж. Правда, я хотела другую, прикольную, если так можно выразиться. Мне приглянулся автопортрет в виде кота с палитрой и кистями. Задумчивый, с проседью, кот-художник напомнил мне самого Никаса. Но, с учетом интересов всех сторон, остановились всё же на пейзаже. Она у нас, и скоро мы её презентуем.

Никас Сафронов - персона медийная. Люди неоднозначно относятся к нему и его творчеству. Ваше мнение о нем как о художнике?
Я очень жалею, что мы начали его выставку не с графических работ. Они были представлены в конце зала. Современные художники хотят написать черный квадрат и тем самым стать Малевичем. Они не понимают, что на самом деле всё наоборот: сначала надо стать Малевичем для того, чтобы написать черный квадрат и вложить в него то, что вложил Малевич. Аналогично с Никасом. Он много учился, изучал древнюю живопись, он прекрасно владеет иконописью, а теперь он имеет право и на "Dream Vision" и другие эксперименты.

Нам знаком другой современный художник - Илья Глазунов. Его картины выставлялись в Тамбове, но сам художник так и не приехал. Почему?
Мы очень его ждали, велись длительные переговоры. Я ездила в Москву, была в его галерее, встречалась с его женой и директором музея. Визит должен был состоятся. Но художник заболел. Всё это произошло в канун его 80-летия, поэтому, когда он поправился, в рабочем графике уже стояли юбилейные мероприятия в Москве, Питере и моя выставка осталась за бортом вместе с его приездом. Но задумка жива. В будущем попробуем ее реализовать.


Назовите фамилии художников, чьи работы вызывают у вас особенное восхищение.
Мой любимый художник Анри Матисс. Очень люблю его графику. Одной линией он мог передать образ женщины. Очень хорошо знал анатомию.

 

Рауф Туктаров. Очень своеобразный художник. Вдова Рауфа Туктарова подарила нам его 75 работ. Вскоре мы их представим на выставке.

 

Этого художника я любила еще при жизни. Я очень хорошо его чувствую. Он был самым настоящим современным художником. Его работы - искусство. Только я сказала "Рауф", и у меня мурашки по коже побежали (улыбается).




Совсем недавно моё внимание привлек московский художник Виктор Казарин. С его творчеством меня познакомила журналист. Вместе с женой Лидией они пишут прекрасные работы.

На что обращаете внимание при выборе работ для выставки, чем можно "зацепить" директора тамбовской картинной галереи?
Если говорить о Казарине, то во-первых он очень цельный. Я всегда обращаю внимание на портреты: всего несколько штрихов, а образ есть! Для меня это показатель. Его выставка, на мой взгляд, была бы очень интересной, но, честно признаюсь, на любителя... а я и не возражаю, что у каждого художника, композитора или музыканта должен быть свой зритель и слушатель. Нельзя любить всё.

У современных художников много абстрактных рисунков, такие Вам нравятся?
Абстракция, цветовые пятна - это вещи больше дизайнерские, больше оформительского характера. Я приятно удивляюсь, когда вижу, как художник хорошо чувствует цвет.


Как Вы относитесь к застройке исторического центра Тамбова, сносу старинных домов и строительству на их месте многоэтажек?

С одной стороны, мне жаль эти самобытные домики, но как не сносить, если все уже в таком виде? Никто не хочет жить в лачуге. Я люблю всё новое, но и за старое борюсь.

Я родилась в центре города - в доме, где жили братья Жемчужниковы. Фасадом наш дом выходил на улицу Максима Горького. Мне попадалась его фотография со стороны М.Горького, но домик этот был интересен со стороны двора, где был мезонин, два балкончика на первом и втором этаже. Сейчас на этом месте - автостоянка, благоустроенная территория банка.

Я за то, чтобы всё строилось: на современном уровне, помогало людям жить комфортно, но не в ущерб истории нашего города. К сожалению иногда бывает в ущерб.

Мне бы очень хотелось сохранить старинный Тамбов. Создать большой театр - макет, такого уровня как "Петровской Акватории". Эта та, экспозиция, которая воссоздает облик Петербурга 18 века со звуковыми и визуальными эффектами, с подсветкой, движущимися элементами. Я мечтаю, чтобы старый Тамбов не исчез, чтобы все его улочки с той самой неповторимой архитектурой перенесли вот в такой макет.







"Модерн" - мой кинотеатр детства. Я бы хотела, чтобы это здание осталось в культуре. Сейчас он в частной собственности и что там будет — вопрос. Кто-то должен был им заниматься. У нас есть инспекция по охране памятников при Управлении культуры, есть центр по сохранению культурного наследия. Это их задача.


В Тамбове существует проект цветового решения современных многоквартиных домов, разработанный аппаратом администрации города. Предлагается не просто обложить плиткой или покрасить в один цвет, а декорировать росписью, например вот так:

Выглядит неплохо. Почему бы нет. Я люблю все новое, но и за старое борюсь, если говорить о классическом искусстве.


С июня в Тамбове начнут действовать новые правила благоустройства по части рекламных конструкций и вывесок схожие с теми, что действуют в Москве, а нам это надо?
Сначала лицо города, а потом все остальное. Непозволительно непрофессионалам раскрашивать центральные фасады нашего города. Это нельзя назвать творчеством. Я за то, чтобы была культура рекламы. Культура важна в каждом деле. И в рекламе тоже.
Вы считаете, что с культурой у нас дефицит?
А не пора ли нам честно признаться, что мы не очень культурные и к тому же бедные? Нищие и бесхозяйственные? Признать и начать исправлять это. Но почему-то признаваться не хотим: мы великие, мы победители. Поверьте, я всем сердцем хочу, чтобы это было так! Я патриот. Но я хочу, чтобы это было по-настоящему! Когда мы привезли на выставку в Голландию картину "Мадонна с младенцем", семнадцать газет в Амстердаме написали, что самая лучшая Мадонна приехала из России.

Нужна культура управления! Если ее нет, то не стоит сидеть во власти. А если ты государственный деятель, то изучай, привлекай специалистов. Есть архитекторы, есть дизайнеры, есть очень много людей, которые могли бы в этом плане помочь. Любое дело, доведенное до совершенства - это культура!
В России активно реализуется проект межмузейного обмена. Тамбовская картинная галерея принимает в нём участие?
Конечно. Одна из таких передвижных выставок только что вернулась из Тулы. Несколько десятков картин в составе экспозиции до этого побывали в Пензе, Рязани, Белгороде, Липецке. Коллекция Тамбовской областной картинной галереи за год была представлена в десятках городах. Такие выставки хорошо принимают, встречают на высоком уровне, в открытии экспозиции принимают участие губернаторы.

Но надо понимать, что это сложный проект! Ведь главная задача музеев - сохранить коллекцию. Многочисленные перевозки смерти подобны для произведения. Мы хотим тормознуть, и такой настрой наблюдается во многих музеях, ведь речь идет о полотнах 17-18 века.
Что уже есть, и чего не достает сегодня картинной галерее?
Нам недостает еще одного здания. Все фондохранилища просто переполнены. Работа не стоит на месте: мы ищем земляков и просто художников по всему миру, налаживаем контакты. В год около ста работ нам дарят, сами художники или их наследники. В 1983 году мы переехали в это здание. В то время коллекция у нас была в 4-5 раз меньше, чем сейчас, но уже тогда была сделана сметная документация, и проект строительства трехэтажного здания во дворе нашей картинной галереи, где были бы и фондохранилища, и лектории, и выставочные залы.

Было место. Сейчас нет. В 90-е годы все земли были распроданы, отданы в аренду.
Если говорить о существующем здании, будут ли изменения?
Будет ремонт. Сейчас все силы брошены на усадьбу Асеевых, впереди филармония. До этого была областная библиотека - я лично горжусь, как ее сделали. Детская библиотека оснащена по последнему слову техники. Мы ждем своей  очереди.

Это памятник, он не имеет право меняться внешне. Но внутри будут кое-какие изменения, но не много. Особенных преобразований в интерьере нам не нужно. Нарышкин мечтал, чтобы здесь была библиотека, музей, читальня - в его представлении здесь должен был быть очаг культуры, поэтому во многом здание отвечает нашим требованиям и сейчас.

беседовала Светлана Соловьёва
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами