Гость на линии

Татьяна Гущина

05.10.2015
6048

О том, каковы перспективы развития педагогического образования в области, мы попросили рассказать директора Педагогического института ТГУ имени Г.Р. Державина Татьяну Ивановну Гущину.

- Расскажите, каковы основные тенденции на рынке труда педагогических кадров?
- За последние годы, благодаря улучшению демографической ситуации в стране, увеличивается количество обучающихся на уровне дошкольного и начального общего образования. Одновременно с этим нарастают процессы дифференциации образовательной среды. Классы российских школ становятся все менее однородными за счет развития инклюзивного образования, миграционных процессов, возросшего числа учащихся с теми или иными формами социальной дезадаптации. Эти процессы приводят к прогнозу увеличения потребности не только в педагогах, но и в специалистах «помогающих» профессий (педагогах-психологах, коррекционных и социальных педагогах, тьюторах).

- Какие задачи стоят перед Педагогическим институтом?
- Качество общеобразовательной школы не может быть выше качества работающих в ней педагогов. Новые требования к школьному образованию, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, предполагают адекватные изменения в качестве подготовки современных педагогов. Основными задачами Института являются подготовка педагогических кадров, повышение качества психолого-педагогической подготовки будущих специалистов и реализация программ педагогического образования для разных категорий студентов и слушателей. Выпускники вуза должны владеть разными методиками и формами трансляции знаний – для разных категорий обучающихся и для каждого отдельного ученика. Одна из задач, которую должны решать профессионалы образования – это поддержка той способности к учению, которой обладает всякий человек от рождения.

- Какие образовательные программы реализуются в настоящее время, и что планируется изменить в рамках подготовки будущих педагогов?
- В рамках направлений «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Лингвистика» реализуются программы практико-ориентированной подготовки выпускников (прикладной, академический бакалавриат), магистерские программы для разных категорий абитуриентов, желающих начать или продолжить профессиональную деятельность в системе образования. Актуальной является задача введения программ педагогической подготовки для студентов третьего и четвертого курсов бакалавриата на факультетах непедагогического профиля.

Кроме того, планируется изменение магистерских программ по направлению «Педагогическое образование», которые должны решать ряд самостоятельных задач. Часть из них должна быть ориентирована на ускоренную подготовку граждан, имеющих базовое высшее, но непедагогическое образование, и намеревающихся развивать профессиональную карьеру в сфере образования. Другая часть программ может быть нацелена на подготовку исследователей в области образовательной политики и педагогических практик, ориентируясь на повышение самостоятельности образовательных организаций в принятии решений при разработке собственных образовательных программ, развитие методических функций образовательных организаций. Наконец, третья часть программ разрабатывается с учетом сложившегося разнообразия педагогических практик применительно к различным сферам деятельности (педагогические программы библиотек, музеев, учреждений социального обслуживания, рекреационного сектора, сезонные и каникулярные образовательные программы для детей и молодежи и т.д.) и будет направлена на подготовку специалистов в области педагогической антропологии.

- Насколько важно общее образование для будущего педагога?
- Важность общего образования для учителя выше, чем для большинства других профессионалов. При этом общее образование, уже имеющееся у выпускника школы, должно быть существенно дополнено, расширено и углублено в вузе. Одним из элементарных, простейших следствий этого принципа является знание учителем школьного материала на «отлично». В то же время, конечно, мы должны дать учителю в руки инструменты и ресурсы и для работы с действительно талантливыми детьми, которые могут превосходить в своих способностях учителя.

- В настоящее время разработан стандарт профессиональной деятельности педагога. Как соотносится подготовка будущих педагогов в Институте с данным документом?
- Профессиональный стандарт педагога нужный и своевременный документ, который требует изменений и в педагогическом образовании. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации. От педагога нельзя требовать то, чему его никогда не учили. В настоящее время мы решаем задачи разработки и изменения содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения, в которых будет сделан акцент на насыщение учебных планов разветвленной системой практик и стажировок, возможность адресной подготовки учителей и воспитателей для разных типов образовательных учреждений.

- В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, какими компетенциями будут обладать выпускники, получив педагогическое образование?
- Педагогическое образование формирует у будущего педагога профессионально-личностные компетенции. Педагог должен осознавать социальную значимость своей профессии, нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, применять современные методики и технологии, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся и т.д. Реализация на практике компетентностного подхода в качестве важнейшего результата обучения уже в начальной школе не будет успешной без понимания педагогом развития учащегося как главной цели обучения, без понимания того, что обучение ведет за собой развитие.

- Какие изменения в практико-ориентированной подготовке будущих педагогов возможны в перспективе?
- Учить работать с детьми только по учебникам и лекционному материалу – малоэффективно. Студент должен понимать, что и зачем в учебнике или лекции ему нужно. Продуктивной является ситуация, когда у студента появляются вопросы, на которые он сам ищет ответы. А потребность искать ответы может появиться, когда он сталкивается с проблемами, которые не может самостоятельно преодолеть. Тогда, естественно, возникнет осознанный мотив к поиску объяснений наблюдаемых процессов, интерпретаций поведения ребенка и т.д. При этом роль преподавателя вуза радикально меняется: из носителя и транслятора теоретического знания, основ педагогики и психологии он превращается в жизненного консультанта и организатора деятельности студента. Важно, чтобы студенты при этом получали поддержку учителя или воспитателя, расширяли опыт и умение самостоятельного наблюдения, описания и анализа образовательного процесса, детской игры, накапливали бы собственные кейсы для совместной работы с ними в группах с преподавателями вуза и другими студентами.

Учебно-производственные практики по всем программам и уровням педагогического образования станут более регулярными (не менее трех разнообразных практик в период обучения), более продолжительными, в большей степени ориентированными на исследование реальных проблем педагогической деятельности. Кроме того, студенческие практики предполагают самостоятельную педагогическую деятельность студентов-практикантов, то есть подготовку и проведение учебных занятий.

- Как Вы считаете, что значит хороший учитель?

- Слово учитель имеет много значений, под ним понимается и учитель общеобразовательной школы, и воспитатель детского сада, и преподаватель вуза. Совершенно ясно, что от качества работы учителей во многом зависит будущее нации. Чаще всего, его статус довольно скромен, но роль – огромна. Потребность общества в хорошем учителе очевидна.

При этом нет универсального показателя «качества» учителя. Этот показатель – свой для каждого обучающегося. Для некоторых образовательных организаций самыми важными качествами оказываются доброта и терпение, для других – лидерство в коллективе, для третьих – профессионализм в научном или художественном творчестве. Профессия педагога предполагает многообразие профессионального  человеческого поведения, и будущий педагог может найти тот профиль, где будут востребованы именно его качества. И это важно понимать при работе со студентами, которые пойдут в детский сад, школу или будут работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Но в любом случае педагогическое образование нуждается в студентах, мотивированных на профессию учителя.

- А как создать мотивацию на профессию учителя у будущих абитуриентов?
- Данную мотивацию можно и нужно выращивать со школьной скамьи и продолжать формировать в вузе. Решающую роль в формировании этой мотивации должна играть политика власти, направленная на повышение престижа профессии учителя, социального статуса педагога и улучшение его экономического положения.


- Подытоживая разговор, в современном российском обществе педагогическое образование не только престижно, но и перспективно?
- Совершенно верно. Помимо экономической стабильности, реального трудоустройства, немаловажным является наличие карьерных перспектив и самореализация будущего педагога как личности. На сегодняшний день у молодых педагогов есть все шансы быть состоявшимися в профессии, и в этом им поможет профессорско-преподавательский состав Педагогического института ТГУ имени Г.Р. Державина.

Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами