- Реконструированное здание театра нам передали 27 сентября 2014 года, чуть раньше, в апреле того же года меня назначили исполнять обязанности директора. Было очень сложно из-за того, что руководящая деятельность мало привязана к видимому овеществленному результату. Целыми днями наблюдаешь как сотрудники созидают, изменяют мир, а ты вроде просто ходишь, подсказываешь или критикуешь, машешь руками - «руководишь». Это некомфортно. Деятельному человеку нужно видеть результат своих трудов. Сказать, что театр сегодня появился, а завтра все уже видно плоды созидания, сложно. Культура - вообще сфера очень специфическая и её сложно оценивать. Мы должны создать максимально лояльные и комфортные условия для пребывания в любом учреждении. Но когда человек придет и увидит плохой спектакль, то даже если в театре (имеется ввиду здание или помещение) все сделано на 250% хорошо, вряд ли получится что-то дельное из взаимодействия зрителя и театра. Сложность понимать каковы результаты твоей деятельности, так как театр - самое коллективное искусство. Для меня это было самым критичным. Бытует мнение, что в творческих коллективах работать сложно, но это не так. Творческие люди интересны тем, что насыщены идеологией, идеей и постоянно стремятся к свершениям и видоизменениям всего окружающего к лучшему. Их подталкивают к этому личные амбиции, творческое начало, как некая божественная искра в душе. За время работы я уяснил однозначно, что для артистов нашего театра не первично материальное. Они могут уйти в 4 часа утра, а в 7 утра вернуться, чтобы играть спектакль. Смотреть со сцены в зал глазами, которые горят от того, что им действительно радостно.
- Поменялась ли публика за эти годы? Если да, то как?
|
- У меня есть профессиональный анекдот на эту тему. Когда группу юных ребят пригласили на празднование городского мероприятия в другое учреждение культуры, им сказали собраться в театре, и они по привычке пришли в Молодежный. Нам было совсем мало лет, но юные зрители сами сделали выбор и ассоциативно пришли туда, где театр, спектакли и творчество для них. Для меня это была наша первая ощутимая победа в деле формирования зрительской аудитории. Публика меняется, становится самой разной. Меняются спектакли. Меняется не только акцент того, о чём мы говорим, но и вектор нашего повествования. Сравнивая самые первые работы с теми, что сейчас происходят, можно сказать, что это совершенно разные величины. Вместе с тем мы начали сталкиваться с ситуацией, когда вынуждены отказывать своим зрителям. Иногда наш зал не может вместить всех желающих. Нам очень обидно за зрителя, не имеющего возможность прийти в наш театр. Поэтому какое-то время назад мы пробовали показывать спектакли для самых юных наших зрителей на севере города, подготовили спектакль для камерной сцены. Часто организуем выездные показы на сценических площадках города и области. Публика меняется к лучшему. Есть теория разбитых окон: если хоть одно окно разбито, то рано или поздно разобьются все. С публикой обратная ситуация. Если мы работаем для зрителя и хотим, чтобы нашему зрителю было комфортно и интересно погружаться в то, что происходит на сцене, публика отвечает нам взаимностью.
|
- Как происходит взаимодействие со зрителями вне показа спектаклей?
|
- Мы прислушиваемся, мы всегда открыты для предложений. Зачастую благодаря зрительской инициативе создаются интересные события, в том числе общегородские. Так произошло с проектом "7 дней Победы", который появился вопреки, просто потому, что нам захотелось создать на юге города Тамбова мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне. Всё начиналось, как-то «понарошку», мы тянули электричество от радио "Эхо Москвы», собирали у коллекционеров материалы для выставок, придумывали акции внутри этого большого проекта, привозили ветеранов. Пришли люди и предложили: «Давайте мы салют сделаем 9-го мая. Так у семи дней Победы появился свой салют. Такое сотворчество настолько трогательно и интересно, что самим не верится. Сегодня это переросло в огромный праздник, который с 3-го по 9-е мая проходит у памятника Солдатам правопорядка на Первомайской площади. Кроме того, чень много выезжает с мобильными программами в другие районы города и учреждения образования и медицины, а 9 мая проходит полдня в парке Победы. Мы регулярно делаем инсталляции и фотозоны на различных мероприятиях, проходящих в городе. На Покровской ярмарке, к примеру, людям интересно не только купить очередную порцию саженцев, но и узнать что-то о театре и городе, сделать фотографии на память. Есть другой пример творческого взаимодействия с публикой. Один наш известный зритель, Сергей Белозеров предложил однажды провести спектакли на рок-фестивале "Чернозём". И мы попытались совместить театр и рок-фестиваль. После основной программы фестиваля, на малой сцене Чернозёма в рамках показа спектакля "Овраг. The end" выступил солист группы "Оберег" Денис Михайлов с песней "Сказки". Можно сказать, что это было исполнение моей давней затеи. Эта песня была использована как лейтмотив спектакля еще при постановке и идея пригласить Дениса для выступления в финале Оврага the End существовала еще до премьеры. Чернозем помог осуществить эту мечту. После таких событий понимаешь, что всё, что ты делаешь, не зря.
|
- Прошедший год Театра в России был насыщенным. Всё ли запланированное удалось осуществить?
|
- За год Театра были принципиально сдвинуты тектонические плиты в литосфере законодательства. Правильно работать с законодательством и быть конкурентоспособным на рынке крайне трудно. Театр - это благо, которое государство предоставляет зрителю. А закон сейчас трактует это сложнейшее социокультурное явление как услугу. К примеру, вы пришли в парикмахерскую и вам чёлку не так подстригли. В этом случае можно мастеру предъявить претензии. А в театр вы можете прийти и не разобраться в том, что происходит, потому что не подготовлены, не знаете такой драматургии или же просто не воспринимаете подобное решение. Порой люди ожидают увидеть комедию, а в итоге их заставляют задуматься и что-то в себе изменить. Не все к этому готовы. Году Театра я благодарен за то, что приобрел огромное количество новых знакомств, узнал опыт десятков театров по всей России. Сейчас происходят определенные сдвиги в организации театрального дела. Готовится множество нововведений, которые не только облегчают театру жизнь, но и делают её разумней. Благодаря федеральным программам улучшается техническое оснащение театра. Произошло очень многое и в дальнейшем изменения продолжатся.
|
|