Гость на линии

Валерий Беляев

Валерий Беляев

02.02.2020
4211

Свой 10-летний юбилей 17 января отметил Тамбовский Молодёжный театр. За это время у учреждения сформировались разноплановый репертуар, актерская труппа и свой зритель. Корреспондент ИА "ОнлайнТамбов.ру" пообщался с директором ТМТ Валерием Беляевым о произошедших в театре изменениях, трудностях и достижениях.

- Молодёжному театру исполнилось 10 лет. Это первый серьезный юбилей. Вы возглавляете его 6 лет. С какими трудностями столкнулись?

- Реконструированное здание театра нам передали 27 сентября 2014 года, чуть раньше, в апреле того же года меня назначили исполнять обязанности директора. Было очень сложно из-за того, что руководящая деятельность мало привязана к видимому овеществленному результату. Целыми днями наблюдаешь как сотрудники созидают, изменяют мир, а ты вроде просто ходишь, подсказываешь или критикуешь, машешь руками - «руководишь». Это некомфортно. Деятельному человеку нужно видеть результат своих трудов. Сказать, что театр сегодня появился, а завтра все уже видно плоды созидания, сложно. Культура - вообще сфера очень специфическая и её сложно оценивать. Мы должны создать максимально лояльные и комфортные условия для пребывания в любом учреждении. Но когда человек придет и увидит плохой спектакль, то даже если в театре (имеется ввиду здание или помещение) все сделано на 250% хорошо, вряд ли получится что-то дельное из взаимодействия зрителя и театра. Сложность понимать каковы результаты твоей деятельности, так как театр - самое коллективное искусство. Для меня это было самым критичным. Бытует мнение, что в творческих коллективах работать сложно, но это не так. Творческие люди интересны тем, что насыщены идеологией, идеей и постоянно стремятся к свершениям и видоизменениям всего окружающего к лучшему. Их подталкивают к этому личные амбиции, творческое начало, как некая божественная искра в душе. За время работы я уяснил однозначно, что для артистов нашего театра не первично материальное. Они могут уйти в 4 часа утра, а в 7 утра вернуться, чтобы играть спектакль. Смотреть со сцены в зал глазами, которые горят от того, что им действительно радостно.

- Поменялась ли публика за эти годы? Если да, то как?

- У меня есть профессиональный анекдот на эту тему. Когда группу юных ребят пригласили на празднование городского мероприятия в другое учреждение культуры, им сказали собраться в театре, и они по привычке пришли в Молодежный. Нам было совсем мало лет, но юные зрители сами сделали выбор и ассоциативно пришли туда, где театр, спектакли и творчество для них. Для меня это была наша первая ощутимая победа в деле формирования зрительской аудитории. Публика меняется, становится самой разной. Меняются спектакли. Меняется не только акцент того, о чём мы говорим, но и вектор нашего повествования. Сравнивая самые первые работы с теми, что сейчас происходят, можно сказать, что это совершенно разные величины. Вместе с тем мы начали сталкиваться с ситуацией, когда вынуждены отказывать своим зрителям. Иногда наш зал не может вместить всех желающих. Нам очень обидно за зрителя, не имеющего возможность прийти в наш театр. Поэтому какое-то время назад мы пробовали показывать спектакли для самых юных наших зрителей на севере города, подготовили спектакль для камерной сцены. Часто организуем выездные показы на сценических площадках города и области. Публика меняется к лучшему. Есть теория разбитых окон: если хоть одно окно разбито, то рано или поздно разобьются все. С публикой обратная ситуация. Если мы работаем для зрителя и хотим, чтобы нашему зрителю было комфортно и интересно погружаться в то, что происходит на сцене, публика отвечает нам взаимностью.

Как происходит взаимодействие со зрителями вне показа спектаклей?

- Мы прислушиваемся, мы всегда открыты для предложений. Зачастую благодаря зрительской инициативе создаются интересные события, в том числе общегородские. Так произошло с проектом "7 дней Победы", который появился вопреки, просто потому, что нам захотелось создать на юге города Тамбова мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне. Всё начиналось, как-то «понарошку», мы тянули электричество от радио "Эхо Москвы», собирали у коллекционеров материалы для выставок, придумывали акции внутри этого большого проекта, привозили ветеранов. Пришли люди и предложили: «Давайте мы салют сделаем 9-го мая. Так у семи дней Победы появился свой салют. Такое сотворчество настолько трогательно и интересно, что самим не верится. Сегодня это переросло в огромный праздник, который с 3-го по 9-е мая проходит у памятника Солдатам правопорядка на Первомайской площади. Кроме того, чень много выезжает с мобильными программами в другие районы города и учреждения образования и медицины, а 9 мая проходит полдня в парке Победы. Мы регулярно делаем инсталляции и фотозоны на различных мероприятиях, проходящих в городе. На Покровской ярмарке, к примеру, людям интересно не только купить очередную порцию саженцев, но и узнать что-то о театре и городе, сделать фотографии на память. Есть другой пример творческого взаимодействия с публикой. Один наш известный зритель, Сергей Белозеров предложил однажды провести спектакли на рок-фестивале "Чернозём". И мы попытались совместить театр и рок-фестиваль. После основной программы фестиваля, на малой сцене Чернозёма в рамках показа спектакля "Овраг. The end" выступил солист группы "Оберег" Денис Михайлов с песней "Сказки". Можно сказать, что это было исполнение моей давней затеи. Эта песня была использована как лейтмотив спектакля еще при постановке и идея пригласить Дениса для выступления в финале Оврага the End существовала еще до премьеры. Чернозем помог осуществить эту мечту. После таких событий понимаешь, что всё, что ты делаешь, не зря.

Прошедший год Театра в России был насыщенным. Всё ли запланированное удалось осуществить?

- За год Театра были принципиально сдвинуты тектонические плиты в литосфере законодательства. Правильно работать с законодательством и быть конкурентоспособным на рынке крайне трудно. Театр - это благо, которое государство предоставляет зрителю. А закон сейчас трактует это сложнейшее социокультурное явление как услугу. К примеру, вы пришли в парикмахерскую и вам чёлку не так подстригли. В этом случае можно мастеру предъявить претензии. А в театр вы можете прийти и не разобраться в том, что происходит, потому что не подготовлены, не знаете такой драматургии или же просто не воспринимаете подобное решение. Порой люди ожидают увидеть комедию, а в итоге их заставляют задуматься и что-то в себе изменить. Не все к этому готовы. Году Театра я благодарен за то, что приобрел огромное количество новых знакомств, узнал опыт десятков театров по всей России. Сейчас происходят определенные сдвиги в организации театрального дела. Готовится множество нововведений, которые не только облегчают театру жизнь, но и делают её разумней. Благодаря федеральным программам улучшается техническое оснащение театра. Произошло очень многое и в дальнейшем изменения продолжатся.

Будет ли пополняться актерская труппа в новом году? Нужна ли театру "свежая кровь"?

- В провинции сложная ситуация с пополнением труппы. Это зависит не только от финансовых условий театра, но и от предложения на рынке труда. Артисты выпускаются большим количеством образовательных учреждений, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Большинство выпускников выбирают киноиндустрию, смежные области. Принципиальная тяга к тому, чтобы приехать в Тамбов и играть в театре всю жизнь, становится маловероятной. Нас спасает актерская кафедра ТГУ им. Державина, которая здесь выпускает специалистов. Университет прилагает огромные усилия для того, что повысить качество театрального образования специалистов. Это возможно благодаря новым обучающим программам, сотрудничеству с ГИТИСом и т.п.

Александр Герцен сказал, что театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов. Молодежный театр соответствует этой задаче?

- Существуют психологи, которые могут проконсультировать по разным темам, есть книги, где можно почерпнуть чужой опыт. Есть театр - единственное место, куда вы можете прийти, сесть в удобное кресло и какую-то очень сложную или остросоциальную проблему решить на чужом опыте и этот опыт воспринять. По моему субъективному мнению, человек - это такое существо, которое редко что-либо на чужом опыте воспринимает. Театр, как и любой исполнительский вид искусства, стремит человека к сопереживанию. Он этот опыт не навязывает, а дарит человеку и делит с ним. Если спектакль сделан людьми талантливыми и "болеющими" душой за всё, что происходит на сцене, то необходимый опыт будет человеком присвоен как личный. Иными словами, если люди в зале верят тому, что происходит на сцене, то это останется в душе и мозгу навсегда. Я не знаю другой методики, которая позволяет усваивать опыт так глубоко. Надеюсь, что сегодня Тамбовский молодежный театр справляется с этой высокой миссией. Но, вероятнее всего, данный вопрос стоит задать нашей публике.

Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA