Гость на линии

Валерий Беляев

25.04.2017
3509

В Москве прошла межрегиональная практическая конференция «Театральный комплекс в XXI веке». Одним из ее участников стал директор Тамбовского молодежного театра Валерий Беляев. Какие интересные выводы удалось получить благодаря конференции? В чем миссия современного молодежного театра? Об этом и многом другом – в нашей беседе.

- Валерий, какой теме была посвящена театральная конференция? Что стало особенно интересным? 

- Прошедшая конференция была посвящена тенденциям развития театра, вопросам технического оснащения театральных площадок и использования мультимедийных технологий, новых подходов к продвижению и популяризации театров. Также обсуждение коснулось возможностей выездных гастролей, перспектив культурного туризма. Конечно же, было очень интересно узнать о новых разработках, технологиях, но, к сожалению, они практически недоступны провинциальным театрам по финансовым причинам. Также прозвучали интересные суждения, которые можно отнести к философии театра. Один из спикеров поднял вопрос: какого ресурса не хватает в современном обществе? Речь идет не о материальной стороне нашей жизни. Многие, конечно, продолжают говорить, что живут бедно, плохо, что им всего не хватает, хотя вполне могут позволить себе свежие овощи, соки и мясо круглый год, о чем и мечтать не могли в «девяностые». Сегодня мы стали жить объективно лучше, но по-прежнему остаемся недовольными. И при этом обществу не хватает не материальной, а иной важнейшей составляющей – ресурса доверия. Мы теряем радость общения друг с другом.


- Кто станет менять эту ситуацию? По логике, «ресурс доверия» надо вырабатывать с детства, значит – это задача системы образования.

-Сегодняшнее образование носит преимущественно технический характер, оно стало скорее инструментом, дающим определенный базис умений, навыков, знаний, и надо признать, с этой задачей успешно справляется. Но из воспитательной, духовной сфер образование самоустранилось. Вопросы отношений между людьми – уже не в руках образовательного процесса, а культуры. На мой взгляд, именно учреждения культуры – музеи, библиотеки, театры могут научить людей общаться. Когда мы находимся в театре, то вроде бы не разговариваем, но наше отношение к событиям, которые происходят на сцене, всегда транслируются друг на друга. Одна часть зрительного зала, например, при просмотре спектакля Кирилла Серебренникова, воспринимает его неоднозначно, или даже негативно, заявляя, что это пошло и грубо. А другие скажут – да это же здорово, смешно! И когда происходит обмен позициями, появляется и развивается ресурс общения.


- То есть, люди искусства сегодня берут на себя груз просветительской работы?

- Конечно. Стоит вспомнить, что в СССР не существовало министерства образования, а было министерство просвещения. На мой взгляд, понятие «просвещение» намного глубже, оно ко многому обязывает. Когда мы перестанем образовывать, а начнем просвещать, то удастся вплотную подойти к духовной сфере. Тогда мы сможем дать идею, понимание того, к чему нужно стремиться. И общество постепенно начнет меняться.


- А есть ли примеры, когда искусство реально изменило человека?  

- Я приведу такой пример. Два года назад мы дали старт программе «Семь дней Победы». Мы проводили её на Первомайской площади рядом с нашим театром, сделали много выездных показов. Прошло несколько месяцев, и я встречаю одну бабушку – мою знакомую. Она сказала, что сама воспитана в системе советского образования и считала, что знает о войне много. А, увидев нашу программу, открыла для себя много нового. И внук после этого заметно изменился – после нашей акции он не «завис», как обычно, в онлайн-игре, а захотел узнать, кем были и где воевали его прадеды. В то время начали появляться опасные социальные сети, такие как «Синий кит», где подростков подталкивали к суициду. «И я поняла для себя, что чем больше я с внуком посещаю такие мероприятия, тем дальше он будет от подобного общения», - сказала моя знакомая. И вот такими крупицами, пусть небольшими шагами, которые кажутся неявными, с помощью искусства, театра удается менять нашу жизнь и влиять на людей.


- Сегодня много говорят о том, что у подростков сформировалось «клиповое мышление», и в силу «отформатированного ума» им нелегко воспринимать любое искусство, в том числе и театр. Насколько Вы согласны с этим?  

- Любой умственный труд требует затрат, например, и чтобы читать, понимать, видеть между строк требуется работа. Но театр хорош тем, что он может быть интересен всем, вне зависимости от уровня подготовки. Настоящий режиссер, профессионал, сделает спектакль понятным любому зрителю, но глубоким и интересным для подготовленной аудитории. То есть, спектакль должен быть многоуровневым, как торт с несколькими слоями и начинкой. Поэтому молодой человек с так называемым «клиповым мышлением» благодаря хорошему спектаклю обязательно начнет думать, а значит – развиваться. Я соглашусь, что очень многие зрители приходят только ради внешней оболочки, пользуясь стереотипами при выборе спектакля. Когда люди приходят в магазин купить колбасу, они выбирают сорт, о котором имеют представления. Конечно, неправильно сравнивать спектакль с колбасой, но если говорить о системе продаж, то суть та же самая. Чем ярче, чем привлекательнее – тем больше интереса. Но мы стараемся зрителя воспитать, и думаю, нам это во многом удается. Молодежный театр работает уже семь лет, и зрители, вчерашние школьники – а ныне взрослые студенты, полюбили театр, стали его постоянными зрителями благодаря нашим постановкам. Есть спектакли, которые имеют богатую историю – некоторые уже прошли отметку в пятьдесят показов и даже в сто. Меняются актеры, которые играли те или иные роли, но люди всё равно приходят и смотрят. И это для нас – самое дорогое.


- В театр, на Ваш взгляд, ходят ради зрелища?

- Нет. Для этого есть кино, и как показывает статистика, 80 % людей этот вид искусства как раз и выбирают. Число людей, которые постоянно ходят в театр, как говорил еще первый министр культуры Михаил Швыдкой, на уровне 4 %. И этим людям нужна пища для ума, а театр дает возможность развивать свою интеллектуальную, духовную составляющую. Что касается кино, на мой взгляд, большинство современных фильмов можно смотреть только один раз, и желания пересмотреть не возникает. Думаю, что киноиндустрия сознательно встала на выпуск таких картин, чтобы их можно было посмотреть, получить определенную эмоцию и быстро забыть.  



- Какую социальную роль, на Ваш взгляд, имеет молодежный театр?

- В подростковом возрасте возникаем масса проблем, и важнейшая среди них – невозможность об этих проблемах поговорить. Казалось бы, эту задачу пытаются решить, чуть ли не в детских садах создаются службы психологической помощи, развешаны телефоны доверия, имеются штатные психологи, но подросток не может никому довериться. У него тот самый возраст, когда дети не доверяют никому, особенно родителям, а обратиться к психологу для него всё равно, что признать себя душевнобольным. Но когда он, с грузом мыслей и проблем, приходит в театр, смотрит спектакль, то проецирует его на свою жизнь, иными словами, наблюдает определенный шаблон действий. И находит выход – на подсознательном уровне. И никто ему этот выход, путь так не продемонстрирует, как это можно сделать с помощью театра, искусства. Я убежден, что театр – это структура, которую человечество развивает на протяжении нескольких тысяч лет именно для того, чтобы духовно помочь, в нужную минуту протянуть руку помощи. Например, «Гамлет». Кто лучше героя Шекспира поможет человеку, который не может найти свое место в жизни, дать ответ на вопрос «Быть, или не быть?» Ведь, находясь в духовном кризисе, людям свойственно сравнить свои переживаниями с чьими-то еще. И если талантливый актер выполнит поставленную режиссером задачу, и метаморфозу человеческой души покажет на сцене достойно, то человек главную мысль спектакля воспримет как свою, и самому себе ответит «Быть!» Так что функция театра, и молодежного особенно – в сложном, жестоком мире давать людям не просто отдушину в виде зрелища, но и находить ответы на вопросы, которые давно не дают покоя. Театр – не только способ воспитания человеческого духа, а инструментарий для развития личности.  


- Валерий, и последний вопрос: какие мероприятия готовите сейчас?  

- Если говорить о самых ближайших событиях, то на этих выходных накануне 1 Мая мы проведем на Первомайской площади и на других площадках города выставки, инсталляции и концерты. Они будут посвящены истории Тамбова и малоизвестным, но интересным страницам нашего прошлого. В организации мероприятий нам помогут городские библиотеки и ТГУ им Г.Р. Державина. Нам есть чем гордиться, что вспомнить, и приглашаем тамбовчан принять участие в нашей акции.  

Беседовал Лев Рощин


Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами