Гость на линии

Виктор Фёдоров

25.10.2018
5931
Председатель комитета культуры администрации города Тамбова, художественный руководитель Тамбовского молодёжного театра Виктор Фёдоров о современной драматургии, первом спектакле ТМТ, который будет поставлен на камерной сцене, театральных экспериментах и предстоящем фестивале "Виват, Театр!".

- Перед началом сезона говорилось, что ТМТ ждут перемены – появится новое оборудование, преобразится зал. Что из задуманного удалось осуществить? Сколько денег на это потратили? Хватило ли поддержки по проекту "Театры малых городов"? Какие новые возможности получил театр после обновления?

- Механика сцены, световое и звуковое оборудование  –  одни из главных составляющих в работе театра, которые помогают разнообразить действие спектакля, добиться зрелищности, эффектности. Чем более живыми и насыщенными будут представления, тем популярней будет сам театр. Мы поменяли звуковой развес, приобрели и установили новые световые приборы. Улучшена и механизация сцены. Такая возможность была предоставлена театру благодаря его участию в Федеральной программе "Театры малых городов", сейчас эта программа реализуется под названием "Культура малой Родины". За счёт собственных средств театром произведены работы по косметическому ремонту зала, улучшению его акустики, более удобным и бесшумным сделано помещение пультовой. Так что в новом сезоне ТМТ встретил своих зрителей обновлённым залом, в котором созданы все необходимые условия для показа театральных постановок. 

- Прошлый сезон в ТМТ был "космическим", а какая тематика у этого?

- В нашем театре тема космоса – это вечная тема. ТМТ – молодой театр, который стремительно развивается, открывая новые творческие горизонты и возможности. Если говорить о девятом театральном сезоне, то можно отметить, что этот год мы хотим посвятить театральным экспериментам, приглашая для постановок спектаклей молодых талантливых режиссёров. Мы открыли сезон спектаклем, соединившим в себе произведения трёх великих авторов - Шекспира, Чайковского, Пушкина. На суд зрителей был представлен интересный сценический вариант под названием "Три карты". Его поставил Андрей Боровиков, режиссёр Театра Романа Виктюка. Тему эксперимента продолжим на материале, который хорошо известен и в годы его написания, и в наше время. Это пьеса Эдварда Радзинского "104 страницы про любовь", которая апробирована временем, имеет хорошую сценическую историю. В нашем театре этой постановкой занимается молодой московский режиссёр Кирилл Заборихин, которого тамбовская публика знает по спектаклю "Квадратура круга".


- Действие переносится в наши дни?

- По сути, в этом повествовании поднимаются вопросы, с которыми мы живём и сегодня: любовь, взаимоотношения мужчины и женщины, важность и необходимость своевременно понять и принять свою любовь. Пьеса динамичная, завораживающая, всегда актуальная, современная. Это абсолютно современная пьеса, но она всё-таки принадлежит советской эпохе. Ещё раз повторюсь, что тема поиска своего единственного человека очень важна и в сегодняшнем времени. Вообще - что есть любовь, что есть вообще предназначение человека. Интересная история.

- А можно сказать, что та история, которая происходит с героями, может случиться и со зрителями?

- Абсолютно. Речь идёт о таких людях, с которыми мы встречаемся каждый день. О них это повествование. О любви или невозможности любви, о жизни и смерти. Но пьеса очень светлая. Она увлекает, затягивает, и до конца не понимаешь, почему же, ну почему же у героини всё не складывается. Пьеса сложная, и я уверен, что получится хороший спектакль. 

В наших планах поработать с современной драматургией. Найти хорошую пьесу очень сложно. Здесь есть определённые риски. Но нам бы хотелось осуществить постановку спектакля по пьесе молодого драматурга. И такую пьесу театр выбрал. Причём, с этим спектаклем планируем не выходить на большую сцену. И это тоже должно стать экспериментом в нашей работе. Это первый опыт нашего театра по показу собственного спектакля в камерном зале. Площадка камерного зала у нас задействована часто. Здесь мы устраиваем различные выставки, проводим игровые программы для детей, театральные капустники, читаем стихи, но спектаклей в этом пространстве ещё не делали. Это будет первая такая работа. Действие пьесы происходит в обычной двухкомнатной квартире. Мы организуем из пространства камерного зала такую квартиру. На спектакле будет небольшое количество зрителей, но они смогут стать участниками этой истории, как бы оказавшись в этой квартире... Над этой пьесой будет работать приглашенный режиссёр из Воронежа.

- Скажите, пожалуйста, а как происходит выбор пьесы?

- Это всегда трудный процесс. Пьесу найти очень тяжело, хотя, казалось бы, их очень много. Но из всего этого многообразия необходимо найти то, что близко мне, нужно и близко нашим артистам, и, конечно же, должно быть интересно зрителям. Необходимо учитывать возможности своего театра. В этом сложности. И здесь не всегда современная драматургия выигрывает в сражении с уже апробированными пьесами советской эпохи или классической драматургией. Голод современной хорошей пьесы ощущается. А современная драматургия для детей и подростков вообще как алмазы, её очень трудно найти. Наш театр ищет и работает с режиссёрами и драматургами. Мы ищем драматургию разных авторов, разных режиссёров, которые готовы нам представить интересное, горячее, может быть, не совсем радужное произведение о нынешних днях. Вот "Маркус и девочки", его нам предложил Владимир Дель, рязанский режиссёр. Спектакль по-настоящему радостный по произведению норвежского писателя Клауса Хагерюпа. Владимир Дель взял его за основу, и итогом стала замечательная постановка. Я думаю, она будет долго жить в репертуаре нашего театра. Пробуем найти своего автора, который, может, так сложится, будет писать для нашего театра. Такое может быть. Чехов всю жизнь писал для Станиславского. Горин писал для "Ленкома" и Марка Захарова, и все первые постановки пьес проходили только в "Ленкоме". Это очень хорошая идея - найти своего драматурга. Но это непросто. Под лежачий камень вода не течёт, поэтому будем экспериментировать. А какую пьесу выберешь, такой и спектакль будет. От неё зависит очень много.

- Впереди фестиваль "Виват, театр! ". Как будут оценивать участников, по каким критериям? Что важно? Будут ли зрительские обсуждения в этом году? Кто в жюри, меняется ли оно, или есть постоянный состав критиков?

 

- Очень хороший вопрос. "Виват, Театр! " - это, конечно же, праздник, но прежде всего, творческое соревнование, за которым наблюдают профессиональные ценители классических театральных традиций и новых веяний современного театра. Творческие работы конкурсантов оцениваются, исходя из таких критериев как: художественная целостность произведения, исполнительское мастерство актёров, оригинальность режиссерского решения и его соответствие авторскому замыслу, театрально-постановочная культура. Члены жюри фестиваля определяют не только лучшие постановки и лучших артистов, но и отмечают развивающие принципы работы молодёжных театральных коллективов. Отличительная особенность тамбовского театрального фестиваля от многих других в том, что в нём участвуют профессиональные, любительские, студенческие театры и театральные объединения. Мы гордимся тем, что на протяжении десяти лет творческие коллективы делятся своим мастерством под беспристрастным взглядом профессионального жюри, которое с 2009 года возглавляет его бессменный председатель – Элеонора Германовна Макарова, заведующая кабинетом критики Союза театральных деятелей Российской Федерации город Москва, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат искусствоведения. Также в составе конкурсного - жюри ведущие театральные критики страны, которые из года в год работают на театральном фестивале в Тамбове. Это: Алла Валентиновна Зорина, президент Центрального Европейского комитета АИТА, заведующая кабинетом любительских театров, Союза театральных деятелей Российской Федерации город Москва; заслуженный работник культуры Российской Федерации; Вячеслав Михайлович Дьяченко, актёр театра и кино, театральный критик, заведующий труппой Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна. В состав конкурсного жюри также входят руководители и специалисты, представляющие культуру Тамбовской области. Эти специалисты каждый год меняются. На 11 фестивале "Виват, Театр " - это: Сергей Алексеевич Левандовский, секретарь Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации, представитель Союза театральных деятелей Российской Федерации в Центральном федеральном округе РФ, председатель Тамбовского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации, актёр Тамбовского областного академического драматического театра, Елена Николаевна Морозова, консультант отдела профессионального искусства, художественного образования и культурно - досуговой деятельности управления культуры и архивного дела Тамбовской области; Ирина Романовна Блохина, кандидат исторических наук, директор Дома творческих работников имени Бориса Борнашова. Традиционно, наряду с профессиональным, будет работать и специальное молодёжное жюри, в его составе ученики тамбовских школ - победители региональных и Всероссийских творческих конкурсов. Ребята скажут своё слово, оценивая творческие работы конкурсантов.



- ТМТ - театр особенный, молодёжный. Долгое время статистика утверждала, что театром вообще интересуются только 3 процента тамбовчан, и в основном это люди старшего поколения. Как Вы считаете, сейчас эта ситуация меняется? Удаётся привлечь молодого зрителя? Что нужно сделать, чтобы молодые люди, имея почти неограниченный доступ в Интернет, к фильмам и видеоблогам, заинтересовались спектаклями?  
         - Всегда приходится прилагать усилия, чтобы привлечь к себе внимание. Не требуют усилия только всякие "минусовые" вещи. Видеоблог, компьютер, Интернет - всё равно это другая реальность. Она в любом случае неживая. Потому что мы общаемся со своим собеседником посредством некого электронного устройства. И ничего не заменит нашего общения, когда мы видим глаза и чувствуем энергетику живого человека, понимаете? Многие прочили гибель театру с развитием технического прогресса. "Уйдёт театр, кому он нужен-то? Телевидение появилось, Интернет". Я вас уверяю, театр никуда не уйдёт. Театр – вечен! Уже много чего нет, а театр остался, и это доказывает его незыблемость. Другой разговор, что он будет, как и всё, меняться в этом мире. Меняться будет сложно, с какой-то болью. Давайте вспомним таких титанов, как Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд, которые существенно изменили развитие театрального процесса. . Вдруг возникла режиссура, вдруг возник умный театр - перестали декламировать, появилась мысль в театре. Вдруг появились театральные Вахтанговские праздники. И его великая "Турандот" в 1922 году свела всех с ума. В этом спектакле было какое-то буйство красок, фантазии, выдумки. И это в голодной и холодной Москве того времени. Всеволод Мейерхольд выдвинул тезис: "Всё от движения!", и придумывает биомеханику. Вот три могучих человека перед нами стоят (указывает рукой на картонные фигуры театральных гениев, стоящие в камерном зале), три титана, каждый из которых вёл театр к прогрессу по своей дороге.
- А сейчас, среди некоторого даже избытка информации, возможен такой мощный прорыв?
        - Безусловно, почему нет. И естественно это происходит. У нас много творческих людей, очень интересно работают Екатеринбург, Пермь. Ну, безусловно, Москва. Туда съезжаются все "сливки", и театрального искусства в том числе. И там экспериментов и прорывных вещей гораздо больше. Что среди них действительно настоящее, а что явление времени - покажет только само время. Можно сколько угодно говорить: "Мне нравятся современные спектакли" или "Мне не нравится, это пошло", сегодня это всё равно очень субъективно. А пройдёт время, и нынешние эксперименты займут своё место в истории развития российского театрального движения. Идёт своеобразное закипание такого театрального варева. Потом, я думаю, всё "сварится" и вырастет в какую-то интересную новую форму Есть некоторые современные режиссёры, которые действительно идут поперёк общепринятых устоев. Не всегда однозначных, но, сегодня, тем не менее, это так. Римас Туминас, например. Почему его спектакли считаются сейчас непревзойдёнными? Вот "Царь Эдип". Что там современного? Но эмоционально как воздействует! Вот чем спектакль эмоционально сильнее воздействует, тем он современнее. Потому что он работает в эту секунду. Он заставляет тебя то трястись от страха, то смеяться. Забывать, что ты в театре. Если спектакль на меня эмоционально не воздействует, пусть даже всё будет зрелищно, со спецэффектами, но не затронет мои душевные струны, значит - это старый театр.

- Вернёмся немного к теме драматургии. В Тамбове есть драматурги, которые пишут пьесы, публикуют их в журналах и за пределами региона. Не возникало идеи поддержать местные таланты, поставить что-нибудь по пьесе какого-нибудь тамбовского автора? Существует ли в регионе такая практика сотрудничества между писателями и театром?  
- Я уже говорил, очень трудно выбрать пьесу. Представляете, из какого количества она выбирается? И я вас уверяю, в этом ряду стоят и наши писатели. С некоторыми я хорошо знаком и знаю их творчество. Но, к сожалению, их работы не попадают в круг тех пьес, которые можно со стопроцентной уверенностью поставить в нашем театре. Мы контактируем с тамбовскими писателями, но о постановках их пьес пока говорить не приходится. Хотя, надо сказать, одна пьеса меня заинтересовала и вызывает во мне интерес постановщика. Необычная, странная, с неожиданными поворотами. Глубокая драматургия. Посмотрим, может быть через какое-то время она увидит свет театральных софитов и зазвучит со сцены живыми голосами.
 - А Вы можете назвать три главных произведения для Вас?  
- Это скорее будут не драматургические произведения. И даже вряд ли какие-то определённые произведения. Чехов, например, устроен так, что его надо рассматривать вкупе с его молодыми рассказами, когда он был Антошей Чехонте, и писал о неуклюжих людях, и взрослым Чеховым с его распадом человеческой души. Как сказать, что лучше? "Три сестры"? "Вишнёвый сад" или какие-то его рассказы? Или его первая пьеса "Безотцовщина"? А "Дядя Ваня"? Назвать какое-то одно я не могу. Но Чехов - это кумир на все времена. Я приверженец сложной драматургии, сложной прозы. А Достоевский, который в этой ещё тёмной России пытался разобраться в хитросплетениях человеческой души, мыслей, чувств. Человек и его место в жизни, где оно? Вот что можно выбрать у Достоевского? "Преступление и наказание"? "Идиот"? "Братья Карамазовы"? Что из них лучше? Вы сможете выбрать? Я нет. Это очень сложно. Сколько будет мир, столько и будут разбираться в Достоевском, Чехове, и я не знаю, сможет ли кто-то до конца разобраться. А Ильф и Петров? Гимн свободолюбию, презрению каких-то идеалов. Гимн флирта с жизнью. А советская проза? Ну, как без Нагибина жить? Как без Абрамова, Довлатова? В зарубежной литературе тоже есть потрясающие вещи, у Ремарка, например. 
 - В драматическом театре не так давно работала "Мастерская ГИТИСа". Студенты-режиссёры работали с уже состоявшимися актёрами, ставили миниатюры и отрывки из спектаклей, обменивались опытом. Возможно ли что-то такое и в Молодёжном театре? Или, может, уже достигнута такая договорённость?  
- Это всё поступательно. В драмтеатре уже успели это сделать, наладить связь с ГИТИСом. Вообще сейчас много в крупных городах проводят читок. Это уже скорее традиция, чем новая форма. Это надо обязательно делать и в нашем городе, в наших театрах! В драматическом театре попробовали это направление, а мы попробуем в другом. Мы хотим попробовать почитать молодых драматургов и попробовать поставить по их "свежим" пьесам некие пробные варианты спектаклей. И пусть оценивают эту работу не только специалисты, но и зрители, которые придут на просмотры этих театральных читок. И пусть зритель выскажется - а нужна ли эта пьеса, а хорош ли будет спектакль. Может быть, нужно будет поискать что-то другое. Я думаю, что это приживётся в нашей театральной и зрительской среде и станет какой-то нормой.
  - Что бы вы хотели пожелать зрителям, в том числе тем, кто придёт в ТМТ впервые?  
        - Во-первых, мне хочется, чтобы зрители, особенно те, кто придёт впервые в театр, знали, зачем они пришли сюда. Я желаю им найти то, зачем они идут. Будь это комедийный спектакль, умный ли спектакль, экспериментальный ли. Пусть каждый найдёт для себя то, что ему нравится. А в целом хотел бы пожелать театрального роста. Не ограничивать себя, не обеднять себя только просмотром одних комедий. Я уверяю вас, что можно посмотреть и высокую трагедию, и получить от просмотренного спектакля и какое-то не мене высокое удовольствие. Эти трагедии, хотя и тяжелые, дарят такое ощущение чистоты и света! Уверяю, что можно получать удовольствие и при знакомстве с психологически сложными вещами. Любите театр так, как любим его мы!         

Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами