Гость на линии

Владислав Юрьев

15.12.2014
6693

В этом году Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина отмечает юбилей. Каким стал университет за двадцать лет, как изменились студенты, преподаватели и в целом образовательный процесс за это время? Какие задачи сегодня стоят перед высшим образованием? Эти и другие вопросы мы адресуем доктору экономических наук, профессору, ректору ТГУ имени Г.Р. Державина Владиславу Юрьеву.

Вопрос: Расскажите об основных вехах становления и развития университета за двадцать лет.
Владислав Юрьев: В этом году отмечается двадцатилетие со дня возрождения Тамбовского государственного университета. Да, именно возрождения – университет и прежде был на Тамбовщине. Он появился в 1918 году наряду с другими университетами страны, но история распорядилась так, что спустя два года после создания он перестал существовать. Это было связано с сугубо политическими процессами того времени, а точнее с разрывом в понимании задач образования и политикой, которая проводилась большевиками. Университет был возрожден 29 декабря 1994 года. Идея появления Тамбовского государственного университета долго витала в воздухе, ей был пропитан весь элитарный слой Тамбовской области – и интеллигенция, и руководство региона, и молодежь, которая стремилась к образованию, ждали этого. В то время стояла непростая задача формирования учебного заведения совершенно нового типа – классического университета. Это потребовало от всего коллектива ТГУ кропотливой работы по модернизации учебной и научной части, перепрофилированию кафедр, внедрению инновационных методов обучения, усовершенствованию материально-технической базы.

Вопрос: Немаловажным был и кадровый вопрос?
Владислав Юрьев: Совершенно верно. Нужны были кадры, которые могли концентрировать вокруг себя совершенно разные процессы, кадры, способные объединять людей, кадры, которые должны были стать локомотивом новых направлений. Тамбовский государственный педагогический институт и Тамбовский государственный институт культуры, объединившись, стали основой университета. Но они были только базой: речь шла не о правопреемственности, а о создании принципиально нового учебного заведения.
Из одиннадцати институтов, которые сегодня входят в состав ТГУ, только два сохраняют профиль старых учебных заведений, а девять – развивают совершенно новые направления. Это и подготовка юристов, экономистов, специалистов по информационным технологиям. Это медицинский институт, институт естествознания – иными словами, появился целый ряд специальностей, которые никогда не готовились раньше. Почему? Потом что изменилась жизнь и потребовались новые кадры. Сегодня ТГУ им. Г.Р. Державина – это крупный многоуровневый учебно-научный центр, где действует система непрерывного образования, ориентированная на социальные запросы общества и потребности разевающейся экономики Тамбовской области. Образно говоря, мы – плоть и кровь региона, мы - регионально образующий фактор. Именно вокруг нас складывается образовательный кластер, который сегодня оптимально входит в ткань и образовательного, и профессионального развития Тамбовщины. Обучение в вузе ведется более чем по 200 специальностям и направлениям подготовки. В наших стенах обучается 15 тысяч студентов.
Мы всегда ставили перед собой самые амбициозные задачи. Перед областью встала острая проблема обеспечения учреждений здравоохранения медицинскими кадрами, и, отвечая вызову времени, был создан медицинский институт. Да, сначала многие относились к этому скептически – были те, что считал, что невозможна качественная подготовка медиков в регионе, где прежде никогда не было медицинского института. Сегодня же реальность такова: два выпуска мединститута успешно работают в учреждениях здравоохранения региона, обучается более тысячи иностранных студентов – сегодня мы готовим медиков для более чем 48 стран мира.

Вопрос: Владислав Михайлович, как Вы считаете, каким должно быть современное гуманитарное образование, в чем его главная миссия?
Владислав Юрьев: В современном мире становится ясно: если математик, физик, любой человек с техническим образованием не будет иметь твердой философской базы, четкой идеологической линии, то мы можем получить такие результаты от их работы, что даже страшно представить. Поэтому наш девиз: «Науки постигать и быть России верным». Без гуманитарного образования невозможно воспитание патриотизма, чувства ответственности за то, что ты делаешь. Нужно не просто решать математическую задачу или проводить социологическое исследование, а понимать, для чего ты это делаешь, какой будет результат, социальный эффект, и в первую очередь - что от этого получат страна и люди. Гуманитарное образование позволяет человеку сохранять то, что мы называем интеллигентностью. Сейчас трудно представить человека узкой специальности, который имеет высшую квалификацию по своему направлению, но не знает истории, философии, поэзии. Итог такого специалиста будет плачевным – он быстро сойдет с дистанции. Его обгонят другие, подготовленные более универсально. Так что быть разносторонне развитым – это сегодня и прагматичный подход. Нужно обязательно иметь внутренний духовный стержень, твердый фундамент.

Вопрос: Как Вы считаете, студенты должны давать оценку качеству образования?
Владислав Юрьев:Я убежден, и на последнем ректорате как раз обсуждался этот вопрос, что не может быть рейтинга преподавателя без оценки студентов. В нашем университете учащиеся принимают самое активное участие в оценке образовательного процесса. Вузы своей основной задачей имеют именно подготовку студентов, формирование профессионалов. Поэтому оценка со стороны учащихся – это необходимая обратная связь, которая существует между преподавательским составом и студенческим сообществом, благодаря которой можно судить о качестве образования. Да, студент должен оценивать преподавателей, и не нужно бояться этой оценки, не нужно пытаться скрыть ее, а наоборот, делать на ее основе правильные выводы и развивать качество образования.

Вопрос: На Ваш взгляд, в последнее время сильно ли изменился студент, каким он стал?
Владислав Юрьев: Я с высшей школой связан с 1973 года, и все изменения происходили на моих глазах. Да, в чем-то студент изменился, прежде всего, внешне. А вот по внутреннему содержанию современный студент очень близок к студенту «семидесятых» – у него такое же живое, искреннее стремление к знаниям, к получению специальности. В 90-е годы студент был иным: многие поступали в вуз только для того, чтобы «отсидеться» в вузе, без всякого видения и планов на будущее. Потом, уже в «нулевые» появилась «мода» на высшее образование, когда многим с неясной целью вдруг захотелось иметь по два и более диплома. Сегодня же большинство абитуриентов относится к выбору специальности с пониманием того, что образование даст профессию, которая в свою очередь поможет карьерному росту, откроет возможность для комфортной жизни в обществе. Образование для современного человека – это базовый элемент, на котором он строит жизнь, семью и будущее.

Вопрос: Расскажите подробней о социальных направлениях работы вуза. Имеют ли сегодня студенты возможности для творческого развития?
Владислав Юрьев: Наши студенты имеют прекрасные возможности для разносторонней реализации своих творческих способностей. Для этого в вузе созданы и успешно работают более 60 студенческих объединений. Далеко за пределами области известны Музыкальный театр, Театр юного зрителя, эстрадно-духовой оркестр, фольклорный ансамбль «Кужелек», театр танца «Овация», центр «Фиеста ТГУ», клуб военно-исторической реконструкции, университетская команда КВН.
В ТГУ успешно функционирует собственный издательский дом, который является не только одной из лучших площадок Тамбовской области по книгоизданию, но и практической базой для студентов направлений подготовки «Реклама и связи с общественностью» и «Издательское дело». В вузе активно развивается студенческое телевидение, которое также является практической базой для студентов-журналистов, филологов, информатиков. Для учебной и научно-производственной деятельности специальностей экологического и биологического циклов в Державинском университете открыт зоопарк. Его посетители не только студенты и преподаватели ТГУ, но и все жители Тамбовщины. Большое внимание в вузе уделяется спортивной сфере. В свободное время студенты имеют возможность заниматься в различных спортивных секциях: для этого в ТГУ есть всё необходимое.
На территории университета расположен физкультурно-оздоровительный комплекс, фитнес-центр «Атлетико», Дворец спорта «Антей», на девяти с половиной тысячах квадратных метрах которого работают два бассейна, игровые и тренажерные залы, залы единоборств. Просторный, прекрасно оборудованный зал для проведения массовых мероприятий Дворца спорта «Антей» - площадка не только для университетских спортивных мероприятий, но и областных, всероссийских и даже международных соревнований. На территории спортивного городка ТГУ есть футбольное поле с искусственным покрытием, которое зимой превращается в каток. Университет имеет свою базу отдыха «Галдым», где преподаватели и студенты вуза круглогодично отдыхают с пользой для здоровья. Число зарубежных партнеров ТГУ только за последний год возросло в два раза. Появились новые формы взаимодействия: обмен культурными и образовательными программами, получение грантов на обучение и стажировку за рубежом, создание и реализация совместных научных проектов.

Вопрос: Как Вы считаете, ТГУ им. Г.Р. Державина сегодня – это бренд?
Владислав Юрьев:Безусловно, наш университет сегодня узнаваем далеко за пределами Тамбовской области. Это подтверждает и география поступивших в этом году юношей и девушек. Первокурсниками ТГУ стали студенты из 40 регионов России и 58 зарубежных стран. И, тем не менее, мы не останавливаемся на достигнутом, а постоянно идем вперед, завоевывая все новые и новые рубежи.

Беседовал корреспондент Сергей Доровских
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами