Гость на линии

Юрий Чакин

29.06.2015
13053
генеральный директор МУП "Тамбовский Центральный Рынок"

Торговля всё больше уходит в помещения с зеркальными потолками, красивыми витринами, самообслуживанием. Одни удивляются, как в таких условиях рынкам удается выдерживать конкуренцию перед ТРЦ, считая, что рынок - пережиток прошлого, рудимент, который совсем скоро исчезнет. Но рынок жил, продолжает жить, и, судя по всему, имеет большие перспективы развития. 


Продукция дачников остается востребованной. Торговля "с земли" не просто соседствует с сетевыми магазинами, а процветает на фоне всеобщей урбанизации. 


Рынок в Тамбове - это площадка для фермерских хозяйств, владельцев приусадебных участков, мелкорозничных предпринимателей - для тех, кому в торговые центры не попасть. Рынок - ответ покупательским запросам, формат торговли, который необходим, считает генеральный директор МУП "Тамбовский Центральный Рынок". В интервью ИА «Онлайн Тамбов.ру» Юрий Чакин рассказал о перспективах развития, проблемах и секретах покупательского спроса.






- Тамбовский центральный рынок в 2015 году признан лучшим розничным рынком, он занял первое место всероссийского конкурса "Лучшее предприятие торговли продовольственных товаров Российской Федерации" и стал обладателем почетного звания "Надежный поставщик продукции и услуг" ежегодной национальной премии в области делового имиджа, социальной репутации и доверия "Компания №1". Что значит для Вас победа в столь престижном конкурсе и чем тамбовский рынок так покорил конкурсное жюри?

Юрий Чакин:
Для меня это с одной стороны стало неожиданно, а с другой стороны - это свидетельство того, что движемся мы в правильном направлении. Учитывались такие показатели, как объем товарооборота и удельный вес в нем отечественного продовольствия, рентабельность, налоговые поступления в бюджет, зарплата сотрудников. Сравнение с другими конкурсантами сложилось в нашу пользу. Есть стремление и дальше продолжать курс на развитие.

- Много говорилось о том, что с 2015 года все розничные рынки должны были стать крытыми. Планирует ли тамбовский рынок строительство отдельного здания для торговли?

Юрий Чакин:
Мы работаем в рамках 271-го федерального закона. Ранее, действительно, одно из его положений предписывало всем розничным рынкам до 2015 года перейти в капитальные сооружения. Многие рыночные структуры в разных регионах нашей страны тогда взбунтовались, писали петиции. Пытались убедить, что торговля на открытых площадках велась испокон веков.

Тамбовский рынок не исключение. Торговали на Сенной площади. Это было людное место, где можно было узнать новости, происходившие в городе и его окрестностях, послушать выступление музыкантов, просто пообщаться.

Мы также, как и другие рынки, но уже на своем уровне, неоднократно обращались и в администрацию города, и в администрацию области, обосновывая, что принцип капитального строения для нас неприемлем. И дело не только в том, что это приводит к серьезным финансовым затратам на строительство капитального здания - не факт, что оно будет заполнено. Востребованность той или иной формы диктуется самим рынком (уже в общем, в экономическом понимании слова). На территории рынка есть павильоны, но не все торгующие спешат туда идти, некоторые предпочитают выбирать открытое пространство.

В результате, доводы рыночных структур были услышаны и в федеральный закон были внесены поправки, согласно которым администрации субъектов федерации для городов с населением менее 1 млн. человек самостоятельно определяют, в каких формах должны работать эти структуры.







- Вы считаете, историческая память и привычка настолько сильны? Сегодня люди узнают новости из интернета, за хорошим настроением ходят в кино и на концерты, а купить всё необходимое можно в сетевых магазинах, которые находятся в шаговой доступности от дома. На ваш взгляд, есть ли будущее у рынка в той форме, в которой он существует сейчас?

Юрий Чакин:
Рынок имеет статус сельскохозяйственного и рассчитан на розничную торговлю. И сегодня люди приходят на рынок не только, чтобы купить необходимое, но обменяться новостями, о которых не пишут в СМИ, высказать свое мнения и найти понимание у единомышленников, рассказать о жизни и всё это под открытым небом, на свежем воздухе, в свободной обстановке. Это если говорить о покупателях.

На рынок приходят те, кто хочет продать излишки сельскохозяйственной продукции и те, кто хочет купить качественные продукты, домашние, что называется "с грядки".

Многие, у кого есть приусадебные участки, дачники и садоводы находят на рынке то, чего нет ни в одном торговом центре, например, рассаду или саженцы плодово-ягодных культур.

Плюс есть ряд непродовольственных, промышленных товаров, галантерея, представлены хозяйственные товары.


Мы видим, что рынок как формат, отличный от формата торгового центра, по-прежнему остается востребованным, а, значит, имеет право на существование.

Продавцы в лице фермерских хозяйств и садоводческих кооперативов выбирают ту структуру, которая им наиболее приемлема. Попасть в торговые сети для них, по разным причинам, бывает сложно. Рынок в том виде, в котором он есть сейчас, удобен для многих и покупателей и продавцов. Мы можем диктовать условия с точки зрения властных полномочий - принудительно отправить всех в капитальное сооружение, но не всем это нравится. Нельзя сказать, что открытое пространство это конкурентное преимущество. Нет. Но это другая форма услуг — та, которая востребована на рынке.

Сетевые магазины и рынки, как формы торговли, могут существовать вне зависимости одна от другой. Кому-то нравится там, кому-то нравится здесь. Люди сами определяют, какой из этих форм отдать предпочтение.





- Целевая аудитория рынка градируется по возрасту, социальному достатку?

Юрий Чакин:
На рынке я встречаю людей достаточно обеспеченных и тех, чье социальное положение может быть не столь высоко, но так или иначе все они приходят сюда. У каждого есть свой интерес, который человек может реализовать. Одни приходят за качественными свежими продуктами, домашней зеленью, мясом.

Ориентиром для других служат цены. Например, яблоки на рынке представлены от 50 и 70 рублей. Цены ниже, чем в магазинах. Возьмем помидоры - цены тоже разные. Кто-то способен и хочет приобрести более дорогой товар, и он его найдет его на рынке. Другой пришел за более дешевым, - и тоже может его здесь купить.

Не стоит забывать, что рынок - это еще и возможность торга.


- Администрация рынка влияет на ценовую политику?

Юрий Чакин:
Управляющая рынком компания не может влиять на цену товара, который продается. Это дело касается только продавцов товара. Они сами устанавливают свои цены, и мы не вправе вносить какие-либо изменения в ценообразование. Это рынок. Рыночная торговля. Если он попросит слишком высокую цену, то просто ничего не продаст.

 

- Рынок открыт для всех без исключения поставщиков? Прийти со своей продукцией может каждый или нет?

Юрий Чакин:
Управляющая рынком компания для того и существует, чтобы оградить людей от некачественного товара. У нас есть лаборатория, которая оценивает состояние продукции. Специалисты берут пробы, осуществляют контроль качества. Мы заключаем договор с каждым, кто осуществляет торговлю, предварительно проверяя товар.




- Будет ли модернизация павильонов, переустройство площадок?

Юрий Чакин:
Торговля на рынке ведется в разной форме. Есть розничная торговля "с земли", а есть павильоны, киоски. Это временные сооружения. К таким сооружениям предъявляются определенные требования. Мы просим предпринимателей, чтобы эти требования соблюдались как по чистоте, так и по внешнему виду. Сейчас рынок получает лицензию сроком на 1 год. Когда предприниматель видит, что рынок работает в течение года, то у него есть сомнения: а что будет через год? Люди волнуются и не спешат вкладываться более или менее значительно в обустройство павильонов. Мы вышли с предложением к региональной и городской администрации сделать срок действия лицензии не менее пяти лет. Пять лет и более - такая перспектива развязывает руки предпринимателю и тогда он готов вкладывать средства в инфраструктуру рынка. Это большое подспорье. В областной и городской администрации мы находим поддержку в решении этого вопроса.

Предпринимателей можно попросить содержать павильоны в надлежащем состоянии, но вкладывать что-то сверх минимально необходимого, они не хотят. Когда предприниматели увидят, что есть возможность работать более пяти лет, думаю, что это станет стимулом для них сделать торговые места красивыми и функциональными. Тогда совместно с городским комитетом архитектуры можно детально проработать внешний вид павильонов и палаток, чтобы глаз радовал.

Есть планы по благоустройству. Асфальтовое покрытие участка на улице Коммунальной пришло в негодность. В этом году мы постараемся положить здесь брусчатку. Это не столько наше желание, сколько и торгующих. Мы в плотном контакте находимся и они выражают такую просьбу. Кроме того, мы планируем положить брусчатку и на территории самого рынка, но это – в ближайшей перспективе.

- Торговые центры, которые окружают рынок, имеют отношение к нему?

Юрий Чакин:
Территория рынка - 25 тысяч квадратных метров. Это площадь, ограниченная четырьмя улицами - Октябрьской, Носовской, Коммунальной и Красной. В то же время здесь много различных частных организаций, которые находятся в этом периметре: ЦУМ, универмаг, магазины "Альянс" и "Атлант", "Энергия" и "Москва" - всё это не рыночные структуры. Центральный рынок - это всё, что находится между ними, открытая территория.
- Есть планы по расширению торговых площадей?

Юрий Чакин:
Мы находимся в центре города. Вокруг плотно застроенной территории. Каким-то образом ее раздвинуть мы не можем.
- Не пробовали открыть «филиал» в северных микрорайонах города?

Юрий Чакин:
С точки зрения нашего опыта организации торговли, мы могли бы применить аналогичные подходы и в других местах. Город расширяется на север, а рынок у нас один. Рационально это сделать, чтобы люди не ездили на центральный рынок, а имели возможность что-то купить в своем районе. Для этого необходимо выделить площадку, обустроить её - всё это в компетенции городской администрации. Если это произойдет, то мы всегда готовы поделиться своим опытом ведения рыночного хозяйства.


- Не секрет, что в городе существует проблема парковок. В центре, где находится рынок, она особенно актуальна. Какие есть варианты ее решения?

Юрий Чакин:
Рынок находится в центре города и когда-то это было хорошо, но сейчас проблема подъезда, действительно, существует. Расширить парковку каким-то образом в городской черте мы не можем, потому что застройка уже сложилась. Вокруг исторические здания, под землей проходят коммуникации. Нормы достаточно жесткие. Мы бы рады расшириться, рады взять новые площади, но ограничены со всех сторон.


- На территории рынка находится памятник федерального значения - это "Торговые ряды". Что сейчас с ними происходит?

Юрий Чакин:
Памятник архитектуры не относится к рынку, но занимает большую площадь. За ним никто не следит и он предоставлен сам себе.

Руины Торговых рядов нам, конечно, мешают. Если бы они несли функциональную нагрузку тогда да. Например, на территории рынка стоят магазины "Москва" и "Энергия", но они занимаются тем, для чего предназначены. Торговые ряды должны нести функциональную нагрузку. Торговые ряды были построены в 19 веке с учетом запросов того времени. В некоторых стенах остались коновязные кольца для привязывания лошадей. Для того времени они были к месту, но применительно к современным условиям, я лично смутно представляю как их можно приспособить. Торговые ряды как музей - да, а вот прикладного функционала здесь и быть не может. Тем более, что проводилась оценка фундамента и есть заключение, что ставить на этом фундаменте уже ничего нельзя. Мы постарались со своей стороны памятник огородить. Стены Торговых рядов могут упасть в любой момент. Трещины по всему фасаду.

- Экономический кризис отразился на работе рынка?

Юрий Чакин:
  Как говорил профессор Преображенский, кризис в головах. Рынок есть рынок. Он был всегда. Во время войн, во время катаклизмов. Одни имеют возможность продать, другие - купить. Кризис, скорее всего, затронул экономические связи, которые в большей степени касались поставок в торговые сети импортных товаров. Может быть, у них и есть небольшое снижение. То, что касается рынка, я замечаю, что людей на рынке стало больше. Люди сами выбирают ту форму торговли, которая для них наиболее выгодна.

Беседовал корреспондент Светлана Соловьёва
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами