Гость на линии

Юрий Солотин

05.02.2018
6768

Фотограф, руководитель Первой фотошколы Тамбова Юрий Солотин о предстоящих проектах, странных поступках, работой с моделями, своем отношении к плагиату и критике, о силе коммерческой и некоммерческой фотографии и умении раскрывать таланты


Юрий, Вы известны как фотограф, как руководитель Первой фотошколы Тамбова и основатель городского фотоклуба. Что из этого для Вас главное? И кем считаете себя в первую очередь - фотографом, педагогом, организатором?

- Сам я считаю себя просто творческим человеком. И чем бы ни занимался, проявлял себя во всех трех направлениях. Всегда что-то создавал, всегда хотелось делиться знаниями и опытом с другими и всегда старался создать какие-то площадки для обсуждений, совместного творчества или работы. Например, в музыке я выступал на сцене, писал песни для разных исполнителей. И все время у меня были ученики, ещё студентом руководил школьными группами, потом появилась студия при Доме творчества. При этом занимался организацией клубов, рок-фестивалей, позже вместе с руководством ТГУ им. Державина создал продюсерский центр. Похожий путь прохожу и в фотографии. Из трех направлений не могу отдать предпочтение чему-то одному.

- Многие считают, что Юрий Солотин - лучший фотограф Тамбова. А кто-то, наоборот, относится критически. Как Вы относитесь к похвалам и критике? И можете ли сказать, кого сами считаете лучшим?

- Конечно, искусство - это не спорт, и выделять здесь лучших - занятие бессмысленное. Я адекватный человек, и понимаю, что меня называют лучшим чаще из-за известности. У меня высокая творческая и социальная активность - публикации в журналах, работы с конкурсами красоты, выставки, блоги, тысячи работ в сети, сотни выпускников фотошколы - конечно, я выделяюсь по совокупности количественных характеристик. Но, понятно, что это не означает автоматически того же и в качестве. Здесь уже дело вкуса. Мне вот, например, нравятся работы Александра Крюкова и Татьяны Желтовой, выпускников фотошколы, которые занимаются некоммерческой фотографией и широкому кругу людей мало знакомы. Про похвалу и критику могу честно сказать, что не слишком волнует и то, и другое. Хорошие знакомые знают, что не люблю восторженных комментариев под фото. У меня высокая планка требований к себе, которой сам я не всегда соответствую, и чувствую неловкость, когда пишут "круто" под снимком, который лично для меня далек от идеального. С критикой сложнее. Если начистоту, настоящей критики в нашей сфере почти нет. Конечно, очень хочется, чтобы кто-то, лучше тебя разбирающийся в фотографии, делал какие-то подсказки. Да только этим людям нет до тебя никакого дела. Они смотрят наверх, на тех, кто выше их, а не ниже. В реальной жизни критические отзывы оставляют либо те, у кого просто иные вкусовые предпочтения, либо завистники, как ни банально это произносить. И в том, и в другом случае, принимать критику близко к сердцу не стоит. Но, если там есть рациональное зерно и объективность, то это только радует, даже если в чем-то неприятно. Надо ведь развиваться.



Юрий, Ваши поступки не всегда поддаются логике. Вы работали экономистом в солидной компании, в один момент решились кардинально сменить сферу деятельности - выбрали путь свободного художника. Когда стали востребованным, высокооплачиваемым фотографом - вдруг объявили, что уходите из коммерческой фотографии. Со стороны эти поступки кажутся странными. Вместо того, чтобы "ловить хайп", находясь на гребне, Вы неожиданно меняете траекторию. Почему?

- Многие мои поступки кажутся странными даже для знакомых. Для меня же все вполне логично и объяснимо. Просто я давно определил для себя, зачем живу, какие ценности самые важные. И если жизнь идет не так, как хотелось бы, не боюсь ее поменять. Расскажу о случаях, которые Вы привели в пример. У меня всегда было одновременно две работы. Одна - творческая: фотограф, музыкант, радиоведущий, другая - более традиционная: экономист, менеджер, маркетолог. Это длилось очень долго, и в какой-то момент я сказал себе: большинство твоих знакомых поигрались немного в творчество, и оставили его, выбрав спокойные проверенные варианты. Я же никак не хотел завязывать с искусством. Не значит ли это, что такой путь и следует выбрать? Когда пришло чёткое осознание того, что я в первую очередь творческая личность, работал в это время на хорошей и очень перспективной должности, связанной с денежными потоками. Но я не колеблясь всё оставил, осознанно выбрав путь фотографии, без всяких гарантий радужного будущего. Став сначала бедным художником, постепенно дорос до статуса самого дорогого и востребованного фотографа в городе. И это имело свою оборотную сторону - потеря творческой свободы. Большинство заказов стали далекими от того, что хотелось бы душе. Когда-то, еще подростком, купил пластинку Питера Гэбриэла, на конверте которой был указан эпизод из биографии музыканта. Обычная школьная группа Genesis, пройдя через многое, наконец добилась мировой славы. И фронтмен решил покинуть группу, которая находилась на пике, потому что почувствовал, как машина шоу-бизнеса начинает управлять музыкантами. Ушел из команды, стал жить в деревне, работать над собой как личность и музыкант. И вышел в свет уже с новыми оригинальными идеями. При этом полностью свободным в творчестве. Эта статья меня очень впечатлила, и где-то в глубине души осталось представление, как должен вести себя художник, который лишается свободы творчества. Когда почувствовал такой момент в своей жизни, то легко оставил коммерческую фотографию, сосредоточившись на работе в фотошколе. Занимаясь при этом творческими проектами, не заботясь, как это воспримет зритель. 


- По моим наблюдениям, почти каждый день Вы публикуете в соцсетях новую фотокарточку. И это не простой снимок, это настоящая художественная фотография. Кроме того, известны разными фотопроектами, с продуманной концепцией и большой подготовкой, такими как "Тату", "Алфавит" и другими. Откуда у Вас столько идей, где находится источник неиссякаемого вдохновения?

- Я всегда был придумщиком. Не повторить, а создать что-то новое для меня не представляет проблемы. Если вновь провести аналогии с музыкой, большинство - это кавер-исполнители, перепевающие чужие песни. Кто-то бездарно, кто-то очень талантливо. Мне же всегда хотелось сочинять свои песни. Пусть они уступают мировым шедеврам, но ты хоть что-то приносишь в этот мир и что-то из себя представляешь. Иначе зачем ты пришел в искусство?! Тот же подход перенес в фотографию. Хороший я фотограф или нет, не знаю, но собственных творческих высказываний я сделал немало. Это, собственно, главное, что отличает меня от тамбовских фотографов. Обычно ведь как? Люди начинают свой путь в фотографии, занимаясь чистым творчеством, при этом уровень у новичка невысок. Потом человек либо завязывает с фотографией, либо появляется опыт, мастерство и дорогая техника, и он уходит в коммерцию. Страница или сайт превращается в бесконечное количество одинаковых фотографий со свадеб и новогодних фотосессий. Получается, что опытные мастера почти ничего не создают, не занимаются творчеством. Я же никак не успокоюсь уже более десяти лет. А идеи могут появляться из разных источников - музыка, кино, балет, танец, стихи, люди и события вокруг...


- Юрий, как относитесь к тому, что многие Ваши фотографии популярны в сети, но при этом мало кто знает имени автора. И сталкивались ли вы со случаями откровенного плагиата?

- Может быть, когда-то специально займусь этим вопросом, конечно, интересно, как расходятся твои снимки. Но и случайно я постоянно натыкаюсь на свои работы. А чаще мне кто-то присылает и показывает. Например, первая волна фестивалей красок холи в России иллюстрировалась моими фотографиями. Или собираюсь в Москву на съемку в необычную студию, готовлюсь и просматриваю альбом с фотографиями "сделано у нас", и вдруг вижу свое же фото. Мой логотип отрезан, а логотип студии крупными буквами красуется на снимке. Или, скажем, выкладываю какое-то видео на свой скромный Ютуб-канал, а потом встречаю этот ролик на других, более раскрученных платформах. Таких примеров могу приводить много, но я ко всему этому отношусь спокойно. В нашей стране отсутствует культура авторского права, я это всё просто принимаю. Например, когда приехал в ту студию в Москве, в разговоре с администрацией вообще не затронул эту тему..


- В Тамбове знают, если ты хочешь реализоваться в творческой среде - иди к Юрию Солотину. Выпускники фотошколы становятся лидерами рынка. Те, кто учились на Ваших модельных курсах, делают карьеру в фэшн-индустрии. Даже многие визажисты и парикмахеры, оказывается, начинали работу с сотрудничества с Вами. В чем секрет, какие такие волшебные пинки Вы раздаете людям?

- Мне действительно удалось создать пространство, которое помогает реализоваться творческой личности. Но не стану строить из себя педагогического гения. Дело не столько в том, что я из обычных людей делаю художников, сколько в том, что настоящие творческие личности сами ко мне приходят. Ведь таких мест не так уж много. Тем более, когда все это стабильно и проверено временем.



- И совсем редкое для Тамбова качество - скаут. Долгие годы сотрудничества с модельным агентством "М-Стар" показали, что Вы - поставщик лучших моделей. И это ежегодно подтверждают эксперты на финале конкурса "Мисс Тамбовская область", когда в тройке победителей всегда оказывается ваш кандидат. Думаю, это врожденное качество, но всё же спрошу, вдруг приобретенное?

- Не знаю, как это объяснить. Любой объект мне интересен не только здесь и сейчас, но и в перспективе. Я и в музыке часто отбирал в свои коллективы людей, в которых окружающие не видели больших талантов, а они со временем становились лучшими. Теперь это происходит и с моделями. Меня это заводит и мотивирует - разглядеть что-то не слишком очевидное и помочь раскрыться. Скажу одну вещь, которая меня огорчает. Иногда люди настолько не верят в себя, что не готовы раскрываться, вытаскивать свой потенциал и использовать его. И вообще, какой бы ты ни был педагог, без воли и желания самого ученика ничего не выйдет.


- Вы думали переехать из Тамбова в Москву или другой город, в котором больше возможностей для реализации?

- Раньше такие мысли были, но мешали обстоятельства. Сейчас же не вижу в этом острой необходимости. Во-первых, я люблю свой город. По прежней работе объездил всю страну, и могу сравнивать. Тамбов - очень хороший город. Во-вторых, я все же не замшелый старичок, стараюсь пользоваться всеми современными технологиями. Сегодня не обязательно жить в столице, чтобы расширять свои возможности. Жизнь в провинциальном городе не мешает мне вести занятия по скайпу с учениками в Москве и Лондоне, снимать для таких журналов, как "Караван историй", иметь заказчиков по всей стране. Да и в столице я периодически снимаю, откликаясь на разные предложения. Если же для какой-то съемки не хватает возможностей родного города, могу поехать на день в соседнюю область или в Москву.


- Наступил новый год, стоит ли ждать каких-то изменений, очередных интересных проектов?

- Планирую скоро запустить детскую фотошколу. Думаю открыть агентство, специализированную студию. Чувствую, что появилась необходимость вернуться к коммерческой фотографии, но только частично. Не ради денег, а для того, чтобы оставаться практикующим мастером для своих учеников. Бывает так, что опытные фотографы, например, ведут мастер-классы по свадебной съемке, а сами уже несколько лет не снимали реальных свадеб. А время ведь не стоит на месте. Хочется, чтобы знания, передаваемые ученикам, были актуальными. Есть несколько проектов, которые пока в разработке. Думаю, что для их реализации потребуется целая команда. Ну и в творчестве хочется попробовать что-то новое. При этом ничего бросать не планирую, все мои старые проекты будут развиваться дальше.


Беседовала Светлана Соловьева
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами