22.10.2019

Регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта, административно наказуемое деяние

Федеральным законом от 29.05.2019 №113-ФЗ были внесены изменения в статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Указанные изменения вступили в силу с 9 июня 2019 года.

По своему содержанию данная норма закона дублирует положения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, образующие состав налогового правонарушения и устанавливающая административную ответственности за эти же деяния.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

- занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

- искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

- регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

- отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Выявление нарушений в части грубых нарушений требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности направлено на исключение из деятельности субъектов бизнеса, организаций, обладающих признаками анонимных структур (фирмы-однодневки) и оформления с ними несуществующих хозяйственных операций.

Указанные факты деятельности недобросовестных участников гражданского оборота, влекут за собой уменьшение налоговых обязательств в виде заявления несуществующих расходов, необоснованного предъявления к вычету налога на добавленную стоимость и подрывают экономические устои государства.

При привлечении судом должностного лица к административной ответственности за регистрацию в бухгалтерской отчетности мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета, фактически будет подтверждено наличие обстоятельств, указанных в статье 54.1 НК РФ в действиях самого юридического лица.

Привлечение к административной ответственности должностных лиц свидетельствует также об искажении размера действительных налоговых обязательств организации, подлежащих уплате в бюджет и совершении налогового правонарушения.

Организация во избежание привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и несения дополнительных расходов в виде оплаты штрафа, который в данном случае составит 40% от неуплаченных сумм налога, вправе устранить допущенное ею нарушение путем приведения хозяйственных операций в соответствии с их реальным смыслом и уточнением своих налоговых обязательств.

При этом добровольное уточнение налоговых обязательств и уплата соответствующих налогов в бюджетную систему также позволит избежать уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.


Таким образом, законодатель, продолжает борьбу с присутствием в современном гражданском обороте недобросовестных субъектов, которые для достижения своих целей создают фирмы-однодневки, совершая противозаконные сделки, например, возмещая из бюджета суммы НДС, в последующем инициируют фиктивные банкротства, рейдерские захваты и т.д.

Обобщение надзорных мероприятий прокуратурой показало, что на территории области имеют место как случаи создания фирм-однодневок, так и неправомерного обращения в налоговые органы за возмещением из бюджета якобы уплаченных сумм налога на добавленную стоимость, создания фиктивного документооборота.

Указанные нарушения закона выявлялись прокуратурой в г. Тамбове, г. Мичуринске, г. Моршанске, Мичуринском, Жердевском районах,. Материалы проверок направлялись в следственные органы, возбуждены уголовные дела по ст. 159, 199, 173.1 УК РФ. В случае невозмещения в добровольном порядке материального вреда, причиненного преступлением, прокуратурой используются полномочия по направлению исковых заявлений в суд о взыскании сумм причиненного ущерба.









Вопрос: применяется ли введенная норма закона к бюджетным организациям (учреждениям)?


Ответ: в обсуждаемой статье закона определено, что она не распространяет свое действие в случае нарушений требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное, либо значительное искажение показателей отчетности, непредставление или представление отчетности бюджетными учреждениями с нарушением сроков.


Вопрос: т.е. ответственность бюджетных организаций и их должностных лиц отсутствует?


Ответ: напротив, за допущенные нарушения при составлении бюджетной отчетности, ответственность должностных лиц организаций бюджетной сферы существовала ранее, в то время как нормы об ответственности должностных лиц остальных организаций при составлении бухгалтерской отсутствовали.


При этом, размер штрафных санкций не изменился: от 10 до 30 тыс. рублей.


Вопрос: в случае оказания платных бухгалтерских услуг сторонней организацией наступает ли административная ответственность?


Ответ: стоит отметить, что административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей закона за искажение показателей отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг, но только в том случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами документов и (или) непередачи либо несвоевременной передачи документов для регистрации содержащихся в них данных.

То, что мы не публикуем на портале, всегда можно прочитать в нашем канале Telegram
Присылайте свои сообщения на номер 8-900-5-123-000 в whatsapp и viber

Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*