15.05.2017

Критик Ольга Галахова о театре из Тюмени: "Я себя неловко чувствую"

10078

Молодежный театр из Тюмени "Ангажемент" им. В.С. Загоруйко взбудоражил Тамбов своей постановкой на Рыбаковском театральном фестивале. Тюменцы показали спектакль "Река возвращается" по роману современного тюменского автора Анатолия Омельчука. Автор сценария – молодой драматург из Екатеринбурга Валерий Шергин, а режиссер тоже молод и тоже из Екатеринбурга - Александр Кудряшов.

Спектакль поставлен на грант Правительства Тюменской области. Согласно анонсу, спектакль адресован родителям взрослых детей, жизнь и память отца в нем переплетаются с судьбой и будущим сына. И хоть говорят, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды, бывает, что река возвращается…

Спектакль в Тамбове имел успех, зал вставал, очень тёплый был приём, заверил в ходе обсуждения Николай Жегин, член жюри, театральный критик, заслуженный работник культуры РФ: "И это не долг вежливости, я этот театр хорошо знаю. Не проходит спектакль - молчат, жидкие аплодисменты... Вы привнесли в свой спектакль свежесть художественного приёма. Такая, знаете ли, смелость неофитов. То есть вы ставите спектакль, как будто до вас театр никогда не существовал, и не было никаких историй и исканий. Всё заново. Надо вот так, а мы сделаем поперёк. И это работает. Зритель наш ждёт новых впечатлений, новых пьес, новых художественных приёмов. И вы смогли эту потребность удовлетворить".


Жегин успокаивал, потому что остальные члены экспертного сообщества не скрывали своего недоумения. Да и сам Жегин потом признался, что так и не смог примириться с отсутствием в спектакле причинно-следственных связей.

Театр покорил динамикой, трюками и режиссерскими придумками, с одной стороны, согласилась Ольга Галахова, член жюри, театральный критик, кандидат искусствоведения, главный редактор газеты "Дом Актера", ответственный редактор журнала "Станиславский". И тут же призналась, что не может дать оценку ролям, потому что ролей вовсе нет: "Я себя неловко чувствую. Здесь должен быть режиссёр и автор инсценировки. Для меня самое уязвимое, что есть в спектакле, это инсценировка. Некому писать инсценировки в стране - настолько депрофессионализировалась эта часть литературного процесса, что когда возникает слово "инсценировка", я падаю в обморок. Пьеса это роли. Ролей нет, и как я могу сказать артисту, хорошо играешь или плохо?"

Главные проблемы спектакля связаны с качеством инсценировки, подытожила Галахова и назвала финал постановки "унижением драматизма": Да, зритель аплодирует, но не всегда верьте аплодисментам. И путь к финалу. Финал просто так не возникает. Он возникает, когда есть драма, которой нет. Инсценировщик часто не владеет законами драмы,  но тогда режиссёр берёт на себя ответственность "за перевод". Это не первое знакомство с  Александром Кудряшовым. Это режиссёр перспективный, но надо и держать его в узде. Для меня было обидно,что он шёл не по пути раскрытия персонажей, он не искал приёмов, которые бы проявляли текст, а забивал текст своими приёмами. Отсюда возникали недоумения.


Критик Валерий Подгородинский, заслуженный деятель искусств РФ, предположил, что режиссер спектакля снимал сериалы: "Я понял, что режиссёр либо мечтает о кинематографе, либо делал какие-то сериалы. Он мыслит кадрами, 50 или 150 кадров в спектакле, вряд ли это написано в пьесе. Это не пьеса, это сценарий. Эти кадры ничем между собой не связаны". 

Номинирован на главную премию фестиваля Алексей Шлямин - исполнитель роли Егора Степаныча. Главная претензия критиков в его адрес сводилась к тому, что персонаж не развивался.

"Актёр замечательно совершенно в рамках комедийного эпизода. Но, понимаете, это не роль, 
а трюк, этот старик, у которого драматическая вообще-то судьба,- все уехали, я один остался", - заметила Галахова.

"Актёр выбрал только одну краску, очень яркую, и только её и эксплуатировал", - добавила Ольга Яковлева, председатель жюри, народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, премии "Золотая маска"», актриса Московского художественного театра им. А.П. Чехова.

Театральный критик Алла Шевелева назвала персонажа "гротескным остроумным старичком", но даже этого критику не хватило, чтобы насладиться актерской игрой в полной мере: "К сожалению, на протяжении действия он существует в одинаковых каких-то условиях. Знаете, такое ощущение, что открывают крышку рояля и постоянно нажимают на одну ноту".


Эксперты недоумевали от сцены, где обыгран памятник Ермаку и проведены параллели с фаллическим символом. В пьесе задались вопросом, почему памятник Ермаку, установленный в городе Тобольске отнюдь не в в виде человеческой фигуры, а в форме обелиска. Авторы постановки увидели в этом фаллический символ.

"Ермак с фаллосом. Это уже совсем. Зачем это? Это уже от отчаяния, по-моему, режиссёр придумал, потому что надо было чем-то занять сцену. А тут сделаем живенько. Поэтому у меня противоречивое чувство. Я вижу театр с чистым посылом", - сказала Ольга Галахова.

Памятник покорителю Сибири - Ермаку.Тюменская обл, г. Тобольск.
 Проект памятника был разработан в Санкт-Петербурге академиком Брюлловым. Его открытие состоялось в 1849 году. Памятник высотой в 16 метров по своей форме напоминает обелиск, его ограда сделана из стволов пушек. 



корреспонденты
Светлана Соловьева
Алексис Моисеева
То, что мы не публикуем на портале, всегда можно прочитать в нашем канале Telegram
Присылайте свои сообщения на номер 8-900-5-123-000 в whatsapp и viber

Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*