"Мейлах в октябре": мировая премьера в Тамбовском драматическом театре
25.03.2017 20:36
Автор пьесы Рагим Мусаев специально приехал в Тамбов: сказал, что спектакль смотрел без каких-либо ожиданий и увиденным остался доволен.
"Для пьесы это быстро. В театре всегда всё очень долго делается. Свежая пьеса. Написана в 2014 году, а в 2017 году уже премьера," - сказал Мусаев, известный как драматург, пишущий для театра кукол. Сказал, что надежд не питал и планов не строит, отрезав словами: "Я востребован больше, чем способен обслужить на сегодняшний день".
Пьеса в оригинале имеет двойное название "Мейлах в октябре" или в скобочках "Елупень" - так в Белоруссии называют "обалдуев". Мейлах - это имя главного героя, поэта, который всё самое важное намечает на октябрь.
Действие разворачивается в 1960-е годы в СССР. Зрителю показывают еврейский провинциальный дворик. В свободное от женщин и работы время Мейлах пишет стихи. Его попытки вырваться из рутины кончаются комедией для окружающих и трагедией для него самого. Свободен он только в мечтах, где живут Дантес, Мендельсон, Шагал, пророк Моисей и Вавилонская Башня. Умереть (отнюдь не в прямом смысле, а, скорее, в значении оторваться от земли) ему позволяет вера в несуществующую зеленую козу.
"Все мы пытаемся в жизни достичь счастья, собственного идеала - для кого-то он в творчестве, для кого-то в любви, для кого-то еще в чем-то, но мы всегда имеем препятствия в виде быта и рутины. Вот эти рутина и быт - это и есть та самая зеленая коза, а всё остальное по тексту в пьесе. Пока ты не накормишь зеленую козу, не отдашь должное быту, ты не сможешь подняться", - объяснил ИА "Онлайн Тамбов.ру" Рагим Мусаев.
В театре Мейлаха оставили, а к названию пьесы добавили "А коза-таки зеленая" - лейтмотивом фраза проходит сквозь всё повествование. Эта такая реминисценция на творчество Марка Шагала. Некоторые исследователи считают, что козы на картинах Шагала являются, возможно, некоторой метафорой извечно гонимого еврейского народа.
Марк Шагал, 1914-15 гг. "Над городом"
Спектакль смешной и производит впечатление попурри анекдотов на околоеврейскую тему с характерным "таки". Но режиссер Никита Рак объясняет, что всё отнюдь не про евреев.
"Еврейская тема здесь не суть важна. Мне так кажется, я так ставил. Пьеса про советских людей. В той стране много было нерешенных вопросов, но национальный вопрос был решен. Я не так долго там жил, на 80-е годы пришлось мое детство. Я вообще не задумывался, какой я национальности. Вообще не было таких разговоров, уже потом, когда всё рвануло, русские бежали из республик, и этот вопрос вырвался наружу".
Никита Рак - модный режиссер, с самого начала своей карьеры специализируется на современной драматургии. Создатель красноярского театра драмы "Наводнение", сейчас режиссер-постановщик в Воронежском театре драмы имени Кольцова, Некоторое время работал актером и режиссировал в Пермском театре "У Моста". Он из тех режиссеров, кто не повторяется. Клонировать "Мейлаха..." не собирается, всё потому, что интереснее браться за новое. Пьесу нашел в драматургических шорт-листах и рассчитывает, что первая постановка даст толчок к тому, чтобы она стала востребованной.
Театр для Никиты Рака ни что иное, как портал, потусторонний мир, в который можно и нужно заглянуть. В Тамбове Никита Рак продемонстрировал, какими приемами это выглядит на практике. Еще до начала спектакля занавес не свойственно для театра был приоткрыт. И это был не дефект механизма, а продуманный режиссерский ход.
"Мы играем в театр прямого контакта с залом. У нас вроде есть занавес, а вроде его и нет. Занавес это не стена, это такой портал", - объяснил Рак.
За занавесом - скворечники. Их придумал сценограф Петр Анащенко. В конце спектакля они начинают светится и обретают новый смысл.
"Это девять свечей - еврейский символ. Они горят в память об ушедшем великом поэте непризнанном", - объяснил художник-постановщик спектакля Петр Анащенко.
Возможно, для современной драматургии даже несвойственно так много декораций. Здесь и скамейка, и крыши, и деревья, и почтовые ящики и много символов. По словам Анащенко, всё это было нужно, чтобы передать саму атмосферу и образы - октябрь, полет. Есть деревья, но нет листьев, обрезанные ветви - как прерванная династия Мейлаха.
Театр не стоял перед выбором художника-постановщика. Это тот случай, когда всё совпало. И давняя дружба Анащенко с тамбовским театром и, главное, тема пьесы и место, где всё происходит.
"Я сам из Белоруссии. У нас всегда было много евреев. Судьбы переплетены. Я жил в таком еврейском квартале. Вот этот быт, настроение я старался передать...", - объяснил Петр Анащенко.
В оформлении есть белые треугольники, то ли это облака, то ли крыша. "Думайте сами, - улыбается сценограф, - Здесь большая доля условности".
Название улицы 4-я Трудовая - это единственная очень конкретная привязка, а еще конкретные 60-е нашли своё отражение в нарядах жены Мейлаха - они темные, тогда не любили светло одеваться, объясняет художник, всё остальное в тонах исключительно светлых - много пространства и света.
Накануне премьеры режиссер пообещал полифонию эмоций. Зритель в театре должен испытывать сложные чувства, уверен Никита Рак. Свою миссию в театре он видит в приумножении любви: миссия выполнена, если зритель уходит из театра с любовью в сердце. Понять, справился ли режиссер с задачей и соответствует ли тому пьеса, можно только одним единственным способом - посмотреть спектакль самому. Следующий показ 16 апреля.
фото: Павел Васильев
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами