Режиссёр Дмитрий Акриш: если зритель ушёл, это хорошо

17.05.2018 20:30
10850
Через боль и любовь. В Тамбове показали одну из самых противоречивых и ожидаемых постановок Рыбаковского фестиваля. Курганский драмтеатр представил спектакль "Lear" по пьесе Уильяма Шекспира.

Это единственный спектакль в программе, на афишах которого стояло ограничение 18+. В марте спектакль шокировал курганских зрителей настолько, что многие покинули зал, не дождавшись развязки. Испугали курганцев сцены насилия, тяжёлая музыка и костюмы.


На сцене нет декораций. Ни одного стола или стула. Из реквизита только инвалидная коляска, при необходимости фрукты и чайный сервиз. Из музыкального сопровождения - "Металлика" и "Рамштайн". Отсутствие декораций режиссёр Дмитрий Акриш объясняет просто - на первом плане артист.

Я работаю в пустом пространстве, и для меня самое главное то, что происходит с артистом. Спрятать его в 2018 году под стульями, под столами, наивно. Этим нельзя заниматься. Есть жизнь человеческого духа на протяжении двух часов. Меня это очень беспокоит и интересует, - рассказал Акриш. 

Режиссёр уверяет, что его спектакль о любви. 

Мне кажется, спектакль не про насилие, не про политику, а про любовь. Это 2018 год, это взаимоотношения между родителями и детьми. Мы нашли то, что болит, что нас царапает. Про это молчат, и про это хочется говорить, - сказал Акриш.

Реакции публики на столь провокационный спектакль постановщик не боится. Режиссёр считает, что если зритель ушёл, "значит, с ним что-то случилось, и это хорошо".

Тайной были окутаны и сами репетиции. В зал не пускали даже сотрудников театра, кроме монтажёров. Дмитрий Акриш назвал это прелюдией и интимным процессом.

По сюжету король Лир перед тем, как уйти на покой, делит владения между тремя дочерьми. Чтобы получить свою долю, каждая  должна сказать, как сильно его любит. Старшие справляются с задачей, младшей не хочется лгать. Королю она говорит, что любит его "как долг велит, не больше и не меньше". Разгневавшись, Лир проклинает младшую Корделию, а земли и власть достаются Регане и Гонерилье. Но так ли крепка дочерняя любовь на деле, когда некогда могущественный отец больше не имеет власти?

Лир отрекается от дочери

Отступления от пьесы были. Графа Глостера в постановке превратили в графиню, мать двоих сыновей Эдмунда и Эдгара. Эдмунд - побочный сын, Эдгар законный. Чтобы оклеветать брата, Эдмунд придумывает историю с подброшенным письмом, в котором брат его подбивает на убийство матери. Эдгара показали рокером с зелёным ирокезом. Он скрывается от возможной погони на скутере. 





Корделию Лир отдаёт на поругание французскому королю, со словами "делай с ней, что хочешь". В саду король, а затем и его свита насилуют девушку. Во время этой слишком реалистичной сцены зрители шептали "О боже, какая развратная пьеса". Несмотря на недовольство первым актом после антракта зрители все же пришли посмотреть второй.




Необычно выглядит слуга Гонерильи. На нём короткие кожаные шорты, глаза накрашены зелёными тенями. 



Режиссёрских находок было много. Сцену с ослеплением Глостер превратили в английское чаепитие. Пока из глаза графини текла кровь, Регана рассуждала о напитке: "Какой вы чай предпочитаете? Я люблю чёрный с малиновым вареньем". Во время этой сцены она наклонилась над зрителями и спросила: "А вы, не желаете чаю с лимончиком?". 



Есть и другие образы. Так, когда король Лир после бури судит дочерей, он вспоминает их ещё детьми. В пыли лежат куклы. Он по очереди берёт каждую из них, а игрушки детскими голосами поверяют свои мечты. Регана хочет маленького брата, "чтобы он был как папа, только маленький". Гонерилья говорит, что "быть принцессой хорошо, но повар каждое утро приносит противную кашу".


Разъярённой толпы, покидающей зал, не было, хотя мнения разделились. Наибольший отклик спектакль вызвал среди молодёжи. Молодые люди первыми встали после просмотра и кричали артистам "браво". К ним неуверенно, по одному, присоединялись зрители постарше. Под конец стояли все. Пожилые люди в беседе с корреспондентом ИА "Онлайн Тамбов.ру" честно признались, что такую классику не понимают, "но актёры играли очень хорошо". 

Члены жюри нашли в постановке много несостыковок. Сказали, что непонятен мотив поступков главных персонажей. Нет предыстории. Критик Алла Шевелёва упрекнула режиссёра в чрезмерном использовании дыма на сцене. В эпизоде, где Лир проклинает Гонерилью, она увидела намёки на инцест. Развития персонажа по мнению критика не было.

Мы переживём и инцест, ничего страшного. А теперь попробуйте, сделайте так, чтобы я его пожалела. Педофила я лично не прощу никогда, - сказала Шевелёва.

Театральному критику Ольге Галаховой не хватило демонизации Лира. Но в режиссёрской и актёрской работе она увидела "запал и честность намерений". По словам критика, это подкупало.

Лауреату премии "Актриса России", члену жюри Жанне Романенко спектакль понравился, хотя сцены насилия, по её словам, "хотелось перемотать". 
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 0
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 1
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 2
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 3
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 4
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 5
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 6
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 7
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 8
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 9
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 10
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 11
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 12
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 13
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 14
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 15
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 16
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 17
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 18
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 19
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 20
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 21
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 22
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 23
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 24
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 25
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 26
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 27
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 28
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 29
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 30
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 31
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 32
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 33
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 34
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018 - 35
Lear, Рыбаковский фестиваль 2018
Алексис Моисеева
корреспондент
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA