Рязанский театр снова показал себя на Рыбаковском фестивале
Антон Чехов произвел на свет множество известных произведений, которые сейчас входят в школьную программу и словно описывают реальную жизнь. Увядание, тоска и смех над грустными событиями – обычное явление в пьесах писателя. Рязанский театр доказал, что и такие постановки можно превратить в яркий и красочный спектакль, почти не тронув перо автора.
"Вишневый сад" - финальное произведение Чехова, вершина его творчества. Впервые пьесу поставили в Москве почти 115 лет назад. Что тогда, что сейчас характеры и события оказываются как нельзя кстати. Некогда богатая семья оказывается банкротом и возвращается в родное имение, которое славится огромным и красивым вишневым садом. Он и все постройки совсем скоро выставят на торги, что становится ударом для хозяев.
Лопахин готов выкупить весь многолетний сад, разбить его на участки, распродать и заиметь доход. Чем не современный делец, который гонится за деньгами? Или сентиментальная Раневская, которая ни за что не готова принять свою бедность, поэтому продолжает вести роскошный образ жизни и тратить последние деньги. А пожилой лакей живет прошлым и все еще помнит, как же было хорошо раньше.
"История очень подробная, сегодняшняя, - рассказывает частый гость Рыбаковского фестиваля, режиссер спектакля Гульнара Галавинская, - Наша интерпретация должна быть понятна зрителю. Я не могу сказать, что она буквально современна. Мы подумали, что будет правильнее сделать какие-то акценты на сегодняшний день".
Акцентов немного. Например, стилизованные и дорогие костюмы, которые напоминают и прошлую и настоящую эпоху. Причем после антракта на прощание с Вишневым садом все актеры полностью переодеваются в одежду кроваво-красного цвета. На зрителя это производит сильное впечатление. Создается ощущение катастрофы, что счастливые времена для героев однозначно закончены.
Отголоском современного мира становится еще и плазменный телевизор, подвешенный под потолком. По Чехову во время проводов Вишневого сада в имение приглашают местных музыкантов, которым совсем нечем платить. Режиссер посчитала, что будет более правдиво, если герои пьесы будут развлекать себя сами, а именно петь в караоке. На телевизоре появляются слова, а Раневская продолжает петь и веселиться, скрывая свое горе.
Вообще Гульнара Галавинская создала очень красивый спектакль с передвижными декорациями из прошлой эпохи. Светильники разной высоты перемещаются вместе с героями, а один самый громадный как купол, свисает над всем действием. Но полное погружение создают лепестки цветущей вишни, которые шквалом сыплются с потолка почти все первое действие.
Процесс погружения идет за счет самой игры актеров. Половина всего спектакля разворачивается прямо в партере среди людей. Актеры садятся на соседние кресла, играют между рядами на гитаре и часто сидят на краю сцены. Даже до третьего звонка некоторые герои уже были в зрительном зале, занимаясь своими делами.
На премию имени Н.Х. Рыбакова "Актер России" выдвинут Роман Горбачев, исполнитель роли Лопахина. По мнению режиссера, обширный и разноплановый репертуар артиста помогу ему создать свою трактовку одного из ведущих героев спектакля.
"Мы частые гости на этом фестивале, - поделился своими мыслями директор Рязанского областного театра драмы Семен Гречко, - Вероятно, только здесь действительно показывают и оценивают профессиональную работу актеров России. Волнуются актеры, режиссеры и руководство театра, потому что это очень престижно стать театром, где играет лучший "Актер России".
Евгения Скворцова
Фото: Дарья Шутова