Старейший театр России в пятый раз посетил Тамбов
Нижегородский театр драмы привез на Рыбаковский фестиваль нестареющую русскую классику. "Господа Головлевы" - история о духовном падении помещичьего рода. Постановка живописует её с акцентом на Порфирия Владимировича, нравственная деградация которого уничтожила его и физически. Иудушка - предатель, лицемерный, бессердечный и жадный. Однако даже в самом отъявленном негодяе может проснуться совесть и осознание своих грехов.
Пустота и бесплодность жизни Иудушки гротескно демонстрируется в начале спектакля и в финале. Живой мертвец, ощущающий безвыходность и обреченность своего положения. Весь он - страшный прах. И здесь прослеживается евангельская тема. Порфирий в отчаянии посыпает голову пеплом, собирает его в кучу, бросает в сторону, тем самым переосмысливая свое бытие.
"Наш театр пригласил режиссера Сакаева для того, чтобы разнообразить классический репертуар экспериментальной работой. Наши зрители в Нижнем Новгороде смотрят его с удовольствием. По окончанию стоит гробовая тишина, которая потом взрывается аплодисментами. Актерская работа Юрия Котова, играющего главного героя, номинирована на премию. Но самый важный результат - это встреча с вашим добрым и отзывчивым зрителем", - рассказывает Борис Кайнов, директор Нижегородского театра драмы, заслуженный работник культуры РФ.
Одна из ключевых фигур романа - мать семейства Головлевых, Арина Петровна, женщина властная и самодержавная. Крепостная помещица всё держит в своих руках и главным смыслом её существования становятся накопление и приумножение богатства. В начале спектакля она предстает гоголевским Плюшкиным. Однако под конец жизни - это тихая, печальная и одинокая женщина, лишенная тепла и любви близких.
Композиция постановки выстроена так, что живые члены семьи общаются с ушедшими. Диалог Иудушки с умершей матерью под лаконичные звуки разных музыкальных инструментов создают ощущение ирреальности происходящего.
Благодаря резкой смене мизансцен с встройкой света и звука происходит точное попадание в нерв произведения. Актеры на заднем плане, тихо играющие монотонные музыкальные композиции, создают мрачное напряжение и контраст с "празднословным запоем" Иудушки.
Красная нить спектакля - "умертвление" семейных ценностей. История трех поколений семьи, искалечивших свою жизнь равнодушием друг к другу, пьянством и стяжанием. Дворянский род - лишь красивое название, скрывающее страшную картину действительности.
Салтыков-Щедрин полтора века назад показал разложение и упадок института семьи, прежде всего духовное разрушение людей. Современное прочтение классики - всегда риск. Не каждому режиссеру дано создать постановку, которая вместе с новыми акцентами не утеряет главной сути. Нижегородскому драматическому театру эта задача оказалась по силам.
Антонина Дубровская
Фото: Дарья Шутова