Тамбовчане предлагают варианты спасения дома коллекционера Никифорова
Региональный туризм - одно из актуальных направлений развития Тамбовской области. В последнее время о нём столько говорится, что можно подумать, что это просто дань моде. На самом деле это не так, потому что региональный туризм важен во многом еще и тем, что помогает жителям области иначе смотреть на те богатства, которыми они обладают, не замечая их, а нередко просто разбрасываются.
Туристическую привлекательность области создают хорошо известная всем любителям классической музыки Ивановка — родина композитора Сергея Рахманинова, музей художника Александра Герасимова в Мичуринске, где сохранена уникальная атмосфера купеческой усадьбы конца ХIХ-начала ХХ века, музейный комплекс "Усадьба Асеевых", включающий несколько зданий с чарующей архитектурой и успешно привлекающий жителей и гостей региона культурными тематическими мероприятиями. Но привлекательных даже на федеральном уровне объектов могло бы быть гораздо больше, в том числе, за счет развития "литературного направления". Пока же такое направление, как литературный туризм, скорее незаслуженно обделено вниманием. Тамбовские краеведы считают, что потенциал тут есть немалый.
"Нужно было бы уделить внимание усадьбе Кариан Строгановых-Загряжских, популяризировать, "легендаризировать" это место. Поставить памятник Наталье Гончаровой, храм восстановить, и сделать это стопроцентно в стиле классицизм, а не так, как стало сейчас модно, в псевдорусском стиле. Хорошие перспективы у Коптева и у местного музея Сергеева-Ценского, создаваемого трудами Александра Ермакова и его сподвижниками. К Мичуринскому литературно-музыкальному музею стоило бы руки приложить: старовато оснащение, нет интерактива. С Марой (родовое имение Боратынского — прим.ред.) необходимо что-то делать", - отметил краевед Олег Карнаухов.
Несмотря на недостаточную обустроенность, многие места для литературного туризма в нашей области уже изучены, успели устареть и даже превратиться в "классику", где можно только смотреть экспозицию. Но наряду с этими хорошо известными местами, есть ещё и "неоткрытые земли". И они совсем близко.
В областном центре есть место, сохранившее энергетику русского авангарда. Это дом №68 на улице Максима Горького, где ранее располагался литературный музей на общественных началах, основанный тамбовским коллекционером Николаем Никифоровым, "приёмным сыном" "отца русского авангарда" Давида Давидовича Бурлюка.
С семьёй Бурлюков Никифоров познакомился в конце 50-х годов прошлого века. Встретились они в Москве, а потом состояли в переписке до кончины Бурлюка в 1967 году. Большую роль в их сближении сыграло то, что Давид Бурлюк несколько лет учился в тамбовской гимназии, а его отец был управляющим в тамбовском имении князей Оболенских. В Америке Бурлюк собирал русский авангард начала ХХ века и видел в Никифорове не только родственную душу, но и земляка. По возрасту он годился Николаю Алексеевичу в отцы, поэтому в письмах неоднократно называл его "сын Коля". Никифоров стал обладателем множества рисунков и нескольких живописных работ Бурлюка, полного комплекта номеров журнала "Цвет и рифма", который издавал Бурлюк.
Часть коллекции Никифоров передал в частный музей Сергея Денисова, а после смерти Николая Алексеевича в 2003 году к Денисову попал и фонд Бурлюка. В 2011 году Сергей Николаевич за свой счёт издал собрание писем Бурлюка, тем самым сохранив этот архив для исследователей русского авангарда и творчества Владимира Маяковского, который считал Бурлюка своим учителем. Правда, в перспективности создания в Тамбове именно музея авангарда Сергей Денисов не уверен, зато у него есть другие "музейные" мысли.
"К сожалению, в нашем городе нет смысла делать музей русского авангарда, это неблагодарное собирание. Николай Алексеевич Никифоров не коллекционировал целенаправленно авангард, не собирал экспонаты для литературного музея — он собирал людей и их истории. В городе стоит создать музей художника Карпецкого, который уже прочно занял своё место в истории искусства. Для этих целей подойдёт и дом Николая Алексеевича", - прокомментировал коллекционер Сергей Денисов.
Сейчас здание, в котором жил известный тамбовский собиратель и где хранилось столько интереснейших предметов, пустует. От былого музея осталось лишь помещение, расписанное автографами Никифорова, да забытый портрет Маяковского над входом — наверное, на счастье, вместо подковы над дверью.
Совсем недавно здание было признано памятником архитектуры, и это спасёт его от сноса. Новость не может не радовать, однако этого недостаточно: статус памятника не улучшит автоматически состояние старого дома.
"Я глубоко опечален тем, что вместе с музеем Никифорова растворился немаленький кусок истории отечественной литературы, причём кусок яркий и нестандартный. Увы, когда творчество Бурлюка хранилось в квартире собирателя, оно было фактически утеряно как культурная ценность, ведь Никифоров никому ничего не демонстрировал. О том, что хранилось в коллекции, он лишь рассказывал, а пускал в свою "святая святых" лишь избранных", - сказал руководитель инициативной группы округа "Старинный" Фёдор Фирсов.
По словам тамбовского общественного деятеля, дом, который остался от семьи Никифоровых, можно использовать как тематическое квест-помещение: проводить там игры, связанные с русским авангардом начала двадцатого века, вспомнить не только Бурлюка и Маяковского, но и Алексея Кручёных, Василия Каменского, Велимира Хлебникова. Нестандартный культурный центр мог бы стать яркой точкой на туристической карте Тамбовской области и даже привлечь внимание гостей из других регионов.
"Думаю, что молодёжи захотелось бы узнать о такой части русской культуры, как русский авангард и футуризм, окунуться в этот мир. Молодёжь - это те, кому хочется получать новые знания и развиваться, молодость не ограничена возрастными рамками", - отметил студент-политолог Александр Абросимов.
Но пока это лишь фантазии. Старинный дом стоит в одичавшем саду и покорно встречает всех гостей: бомжей, бесцеремонно рвущих рисунки на самокрутки, подростков, которые лазят по заброшкам в поисках острых ощущений. А еще тепло принимает активистов округа "Старинный", которые спасают остатки коллекции Николая Алексеевича. Свет фонарика горит в пустых глазницах окон как надежда, что дом не потерян и ещё поживет и послужит на благо общества.
Фото и текст: Ангелина Захарова