Ректоры ведущих вузов Тамбовской области поделились мнением о послании Путина
Владимир Стромов, ректор ТГУ имени Г.Р. Державина
Что я ожидал услышать в послании президента? То, как и куда будет двигаться страна. Какую социальную политику мы будем проводить. Какие инвестиции в человека последуют. Каким образом будет обеспечен рост экономики и решена проблема бедности. Наконец, какими путями пойдёт система российского образования, в том числе – высшего. Понимал, конечно, что президент проявит и общегосударственную, и региональную проекции ключевых проблем. Это будет его концентрированный взгляд на всю Россию – большую, многонациональную страну. Было интересно услышать и собственно выступление, и увидеть, в какой последовательности прозвучит ожидаемое. Почему? Всё просто: это иерархия приоритетов президента.
Итак, каковы приоритеты В.В. Путина? Демография – школьное образование – высшее образование – здравоохранение – экономика – экология – наука – волонтёрство – внешняя политика, миропорядок – государственное устройство, внутренняя политика, власть. О чём говорят эти приоритеты? Президент начал с демографии, причём, максимально обострённой постановкой вопроса: «Сколько нас будет?». От этого, на его взгляд, зависит всё остальное. Низкие доходы населения, настаивает президент, это угроза собственно демографии, а значит – будущему страны. Последовали и практические предложения – по поддержке семьи, практике социального контракта. Причём, ключевой показатель в последнем примере – не количество заключённых социальных контрактов, а уменьшение бедных. И ещё одна мысль президента в связи с демографическими процессами: их следует решать без бюрократических преград. В системе образования президент настаивает на повышении комфорта и качества обучения детей. И немедленно дал поручение внести изменения в нацпроект «Образование». Итак, первое же поручение было об образовании. Задача – привести в порядок учебные заведения, поддержать учителя.
Мысли президента о развитии системы высшего образования, по сути, давно нами ожидаемы. Увеличить и увеличивать впредь общее количество бюджетных мест. Отдавать их в региональные вузы – и именно в те территории, где не хватает специалистов. Заняться развитием университетов в регионах. Повышать квалификацию преподавателей вузов. Высшая школа должна реагировать и на стратегические запросы страны, и на текущие процессы. Президент развёрнуто – и вполне предметно – говорил о здравоохранении. Говорил он и о медицинском образовании. Для меня это особенно важно, поскольку в Державинском есть медицинский институт. Так вот, 70 – 75 % бюджетных мест будут целевыми, а в ординатуре – 100 % по дефицитным направлениям. Это разумно, поскольку такое решение учитывает характер развивающихся социальных процессов.
Кстати, и об экономике Владимир Путин говорил, отталкиваясь от привязки к решению социальных задач. В эффективной стилистике он использовал сильные речевые обороты (например, «Лекарства – не канцтовары»), заставляющие чиновника понимать всё те же приоритеты. В рамках короткого комментария не буду говорить обо всём. Замечу только, что президент настаивает на закреплении единой системы публичной власти. Кроме того, нас, видимо, ожидают конституционные изменения, дающие больше возможностей представительным органам власти. Я уже говорил о практике давать поручения в ходе и по итогам послания. В прошлом году таких поручений было 13. Сегодня, я заметил, президент дал их ничуть не меньше; если не больше. Поручения – это задачи для каждого из нас. Что мне в ходе послания показалось перспективным сделать в университете?
Попрошу наших демографов дать экспертные заключения по актуальной демографической ситуации в регионе, дать прогнозы и предложить власти какие-то линии поведения. Кстати говоря, возможности университета в проведении разнообразной экспертизы велики. Эксперты, которые могут реально что-то предложить – власти, экономике, обществу – в университете явно есть. Укрепить связи со школой, органами здравоохранения – вот наша текущая задача. В этой связи в логике поручений президента нам надо вести работу по подготовке и переподготовке учителей и врачей. Сделать такую работу современной и исключительно важной для переобучаемых. Цифровизация всех наших учебных – и не только – процессов. Это приоритет нашего развития. Наука. Следуя ключевой логике президента («Здесь мы должны достичь не меньших успехов, чем в оборонной сфере»), замечу, что эту ответственность должен в полной мере чувствовать и университет. Волонтёрство мы развивали и будем развивать. Отрадно, что такую задачу нам поставил и президент. Главное, заметил президент, это интересы России. При этом вспоминаю и первую же мысль президента: нам нужен прямой диалог с обществом, нужны позитивные перемены, поскольку их хотят люди. Будем стараться это сделать. Каждый на своём месте.
Михаил Краснянский, ректор ТГТУ
Сегодняшнее Послание Президента Российской Федерации имеет особое значение. Оно ознаменовало начало нового десятилетия и приоритеты государственной политики, с которыми мы вступаем в этот новый этап в развитии нашей страны. Высший национальный приоритет – сбережение и приумножение народа России. Президент начал свое послание именно с вопросов демографии, мер поддержки семей с детьми, развития системы воспитания и обучения детей. Я, как депутат городской Думы, вижу, что эти вопросы сегодня как никогда актуальны для наших жителей.
Владимир Владимирович отметил, что в ближайшее время для развития системы образования будут направлены масштабные ресурсы. Мы уже видим, какие позитивные изменения в рамках нацпроекта «Образование» происходят в нашем регионе. Строятся новые школы, совершенствуется система дополнительного образования, успешно развивается сеть детских кружков и секций, в числе которых много технических, инженерных. И Тамбовский государственный технический университет принимает в этом активное участие, эффективно взаимодействуя со школами, проводя раннюю профориентационную работу. ТГТУ – куратор недавно построенных в регионе школ «Политех+» и «Интех». Преподаватели университета выступают в качестве наставников для ребят, заинтересованных наукой, исследовательской деятельностью в рамках проекта «Базовые школы РАН». Эти и многие другие проекты получат новый импульс развития с учетом мер государственной поддержки, которые были обозначены Президентом в его Послании.
Один из важнейших для коллектива нашего университета, да и для всего региона тезисов, прозвучавших в речи Владимира Владимировича, – это государственная поддержка региональных вузов. Будут увеличены цифры приема, направлены ресурсы на укрепление учебной, исследовательской и социальной инфраструктуры университетов. Вузы – это инновационные и кадровые центры, и будут созданы все условия, чтобы молодые люди получали в своих регионах самое современное и качественное образование, оставались работать на своей малой Родине и становились главной движущей силой для ее развития. Конечно, в Послании были затронуты вопросы поддержки российской науки, приоритетные на сегодняшний день направления - такие как искусственный интеллект, новые материалы и технологии, цифровые технологии. Эти сферы для нашего технического университета являются ключевыми. Научные школы ТГТУ получат возможность дополнительной поддержки от государства. Будут создаваться специальные условия, стимул для талантливой молодежи идти в науку. Президент поставил задачу, что к середине 2020-х годов каждый второй ученый в России долен быть не старше 40 лет.
Все эти тезисы отражают главные задачи и вопросы, которые сегодня остро стоят в регионах. Президент отметил важнейшую роль губернаторов в реализации поставленных им задач. Под руководством Александра Валерьевича Никитина сложилось эффективное взаимодействие ключевых субъектов и по многим направлениям, озвученным в послании Владимира Владимировича, уже ведется работа и есть весомые результаты. Мы продолжим реализацию совместных проектов и, я уверен, общими усилиями при поддержке на федеральном уровне сможем добиться значимых успехов в развитии региона".