В Тамбове придумают, как избавить учителей от бумажной волокиты

18.11.2017 18:00
9220

Проверить школы на наличие неузаконенной документации - такую необходимость не исключил председатель регионального парламента Евгений Матушкин, чтобы избавить учителей от лишней бумажной волокиты.  

Несколько месяцев назад в областной Думе была сформирована рабочая группа по вопросу снижения нагрузки на учителей. Необходимость ее создания председатель облдумы объяснил тревожными обстоятельствами в школах. Российское издание "Коммерсант" опубликовало статистические данные, согласно которым российские учителя - самые загруженные среди коллег из других стран по объемам бумажной работы. В среднем, из 46 рабочих часов в неделю  - 15 уходят на составление планов и отчетов. К такому выводу пришли авторы международного исследования Teaching and Learning International Survey. Были проанализированы 36 стран, и Россия - лидер по этому критерию.


По мнению Евгения Матушкина, нагрузка на учителей возрастает из года в год. Значительную часть времени у учителей отнимает "бумажная" работа. Отчеты, мониторинги, портфолио, всевозможные данные и сведения запрашивают различные управления и ведомства. И вместо того, чтобы думать о том, как интереснее провести урок, учитель вынужден заниматься  бумагами. 

"Неоднократно ко мне обращались педагоги по этому вопросу. Я и сам много лет отдал работе в школе и прекрасно знаю всю ситуацию изнутри. Скажу честно: раньше было проще. Естественно, преподаватели так же готовились к урокам, писали планы и конспекты. Но в то время, когда я работал учителем, делалась ставка на непосредственное общение педагога с детьми, а не на многочасовое заполнение бланков и отчётов. Причём, эту информацию по каждому поводу запрашивают все, кому не лень", - подчеркнул Евгений Матушкин.

Сейчас учителям приходится заполнять контрольно-оценочные документы, в том числе электронный дневник, электронный журнал, классный журнал, портфолио на учеников, отчеты об успеваемости, посещаемости. И это далеко не весь список того, что учитель должен написать и предоставить.     

По словам Матушкина, отчетность, которую предоставляют учителя как в вышестоящие инстанции, так и по запросу в профильные ведомства, должна быть четко регламентирована. Необходимо обозначить, кто именно может запрашивать информацию, с какой периодичностью и может ли вообще. К примеру, часто получается, что педагог вынужден проводить мониторинги, которые дублируют друг друга. При этом просто взять и скопировать данные нельзя: нужно заполнять уже новую форму отчетности. Например, мониторинг загруженности спортивных залов и мониторинг спортивной деятельности; мониторинг патриотического воспитания и мониторинг эффективности воспитательной деятельности и другое.      

На одном из заседаний рабочей группы представители педагогического сообщества рассказали, что огромное количество времени тратится на написание рабочих программ. Технологическая карта должна быть написана на каждый урок. Это минимум 10 страниц. А в день учитель проводит, в среднем, шесть уроков. Причем, есть уже разработанные Министерством образования программы и стандарты, и, казалось бы, можно спокойно работать по ним. Но администрацию не каждой школы это устраивает. И учитель вынужден, можно сказать, изобретать велосипед. 

Одно из предложений - разработать на уровне института повышения квалификации работников образования четкие требования написания программ обучения и околонаучной деятельности. Запросы о предоставлении информации должны поступать не к учителю напрямую, а идти через управление образования. В то же время не должно быть перекладывания работы директора или завуча на учителя.  

В планах облдумы документально закрепить, какую отчетную работу учитель должен выполнять в соответствии с определенными федеральными стандартами, и что не входит в его обязанности. Особенно это касается межведомственных запросов и всевозможной статистики творческих мероприятий, которых, как известно, проводится в школах очень много. 

На заседаниях рабочей группы рассмотрели возможность проведения с представителями отделов образования муниципалитетов и педагогами встречу, чтобы из первых уст узнать их видение проблемы и варианты её решения. Кроме того, при необходимости будет проведена проверка школ на наличие неузаконенной документации. 

"Прежде всего, мы хотим услышать самих педагогов. Именно поэтому мы приглашаем к диалогу всех: руководителей отделов образования городов и районов области, директоров школ, учителей. Своё видение проблемы вы можете направить в письме на адрес электронной почты Тамбовской областной Думы regduma@duma.tambov.gov.ru  Все мнения и пожелания будут услышаны, донесены до членов рабочей группы и, по возможности, учтены", - сказал Евгений Матушкин.     

Ирина Птуха
корреспондент
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA