В Тамбовской области сталкеры изучают заброшенные сельские дома

15.12.2019 12:00
18824

Сельские жители забрасывают деревню: старики умирают, а молодежь стремится в города, к цивилизации. Вместе с деревнями уходит и т. н. "сельская культура": забываются промыслы, становятся невостребованными предметы сельского быта. Хотя они могли бы занять место в музеях, напоминая горожанам об ушедших традициях прошлого, помогая в этнографическом изучении русского крестьянства.

В деревнях находят не только горшки и ухваты: в начале XX века в селе Воронцовка Знаменского района Тамбовской области случайно нашли портреты работы художника Фёдора Рокотова. В ходе национализации их передали в музеи Москвы и Санкт-Петербурга. В том же Знаменском районе рисовал русский пейзажист Фёдор Васильев, незаконнорожденный сын графа Строганова, чьи работы теоретически тоже могут находиться спрятанными в деревнях.

Но предметы деревенского быта встречаются, конечно, гораздо чаще, чем работы художников.

Например, в Бондарском районе Тамбовской области находят очень много керамических изделий: деревня Фёдоровка славилась керамикой на всю Россию. Фёдоровские мастера не раз получали награды и звания лауреатов всесоюзных выставок при СССР. Сейчас в деревне осталось несколько человек, а в пустующих домах до сих пор находят горшки, крынки, кувшины и керамические игрушки.

А на берегу реки Польный Воронеж в Мичуринском районе расположено место, которое называется "горшечная": там плели из лозы основы для ульев и обмазывали глиной. До сих пор в районе встречаются недоделанные ульи и бочонки для мёда.

"Тамбовская область очень отличалась промыслами. В одном районе изделия, оставленные в заброшенных домах, были преимущественно коваными, а в другом — вылепленными из глины, в третьем — в каждом доме я встречала мистические артефакты", - говорит сталкер Ангелина Захарова.

По словам Ангелины, однажды она зашла в очень странный дом: в остатки асфальта перед ним вмонтированы ложки, а внутри — следы пожара, уцелевшие кресты, календари и похоронные принадлежности. Она предполагает, что там собирались околоправославные сектанты, ведь при советской власти многие уходили в деревни от гонений. Кстати, ветвь т. н. «духовного христианства», популярная среди сельского населения прошлого века - молокане — происходит из Тамбовской губернии. Она зародилась ещё во второй половине XVIII века.

Самобытность сёл Тамбовской области отражена и в архитектуре. Деревянное зодчество в сёлах сохранилось в хорошем состоянии за счёт удалённости от дорог и отсутствия вибраций. Спасти деревянные здания от разрушения невозможно, да и бессмысленно — они симпатичны, но не представляют исторической ценности. Поэтому Ангелина делает на память фотографии.

Когда-нибудь наши потомки, перебирая эти снимки, вспомнят о культуре села, сохранённой на них, и будут более внимательны к своему настоящему.

Анна Карева










Фото: Анна Карева

Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA