Гость на линии

Елена Гречишникова

18.03.2019
4796

Руководитель Тамбовского УФАС России Елена Гречишникова рассказала о результатах работы ведомства в 2018 году.



Начнём со статистики. Сколько всего в прошлом году поступило заявлений о нарушении антимонопольного законодательства?

- В 2018 году в Тамбовское УФАС России поступило 157 заявлений юридических и физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства, выявлено 47 нарушений антимонопольного законодательства, возбуждено и рассмотрено 15 дел, по результатам рассмотрения которых признано 13 нарушений.

Можете привести конкретные примеры?

- В 2018 году Тамбовское УФАС России по статье 10 Закона о защите конкуренции рассмотрело дело в отношении ПАО «МРСК Центра» о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Общество нарушило срок проведения проверки прибора учета индивидуального предпринимателя и рассчитала объем потребления электроэнергии с июля по октябрь 2016 года, исходя из максимальной мощности энергопринимающего оборудования.

Эти действия сетевой организации по незаконному затягиванию проверки прибора учета и выставление счетов по максимальной мощности ущемляют интересы индивидуального предпринимателя. По результатам рассмотрения антимонопольного дела в отношении нарушителя – ПАО «МРСК Центра» возбуждается дело об административном правонарушении. Обществу грозит оборотный штраф, который исчисляется в зависимости от выручки, полученной на рынке, на котором совершено правонарушение.

Тамбовское УФАС России является органом предупредительного контроля, в случае обнаружения признаков правонарушения в адрес нарушителя вначале направляется предупреждение и только в случае, если предупреждение не исполняется, возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде выдано 4 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции, в настоящее время все исполнены.

Например, предупреждение АО «Тамбовские коммунальные системы» о прекращении бездействия, содержащего признаки нарушения Закона о защите конкуренции: не заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения в отношении многоквартирного жилого дома.

Установлено, что ООО УК «Новый дом» обратилось в АО «Тамбовские коммунальные системы» с заявлением о подписании дополнительного соглашения к договору холодного водоснабжения и водоотведения. АО «ТКС» не направило в адрес ООО УК «Новый дом» какой-либо ответ, то есть фактически допустило уклонилось от заключения договора в отношении многоквартирного жилого дома. Предупреждение выполнено.

В настоящее время большинство предупреждений исполняется в срок, по большинству составов нарушений антимонопольного законодательства как у предпринимателя, так и у органа власти всегда есть возможность исправить недоработки, избежав риски. В таком случае дела о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждаются, следовательно, лица не привлекаются к административной ответственности.

Это то, что связано со злоупотреблением доминирующим положением на рынке... А если говорить о пресечении соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию?

- Картели – особо опасные экономические преступления, от которых страдают потребители и государство, а предприниматели получают незаконную прибыль. При установлении признаков картельного сговора сразу же возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства. Если нарушение подтверждается – юридическому лицу грозит оборотный штраф, а если имеет место незаконно полученный доход в результате достижения антиконкурентного соглашения, материалы дела направляются в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В 2018 году по статье 11 Закона о защите конкуренции возбуждено 2 дела, вынесено 2 решения о признании нарушения. Так, было заключение антиконкурентного соглашения (картеля), которое привело к поддержанию цен на торгах на 3 открытых аукционах в электронной форме. Основанием для возбуждения дела послужило заявление участника аукциона, который заметил недобросовестное поведение указанных лиц при участии в аукционах. ООО НПО «Бинар», ООО «ПАЛАДИН», ИП Сынков С.Н. и гражданин при участии в трех аукционах в электронной форме реализовывали единую стратегию поведения, направленную на введение добросовестных участников аукциона в заблуждение и выведения их из конкурентной борьбы. ООО «ПАЛАДИН», ИП Сынков С.Н. и гражданин опустили цены контрактов более чем на 72% от начальной (максимальной) цены. Заявки и ценовые предложения подавались ответчиками с одного ip-адреса. По итогам рассмотрения вторых частей поступивших заявок, заявки указанных лиц признавались не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе. В итоге победителем в двух аукционах стало ООО НПО «Бинар». Ответчики в ходе рассмотрения дела признали факт заключения антиконкурентного соглашения. Участники сговора привлечены к административной ответственности в виде штрафа: ООО НПО «Бинар» - 1 137 081,22 руб., ООО «ПАЛАДИН» - 376 914, 72 руб., должностные лица обществ и ИП Сынков С.Н. по 20 000 руб.

Кроме того, зафиксировано заключение антиконкурентного соглашения (картеля), которое привело к поддержанию цен на торгах в 8 открытых аукционах в электронной форме. ООО «Тамбовгеология» и ООО «ТамбовТехМонтаж» при совместном участии в торгах создавали иллюзию конкурентной борьбы, отказываясь от участия в торгах в пользу другого участника соглашения. При этом Общества имели тесные экономические связи, при подаче заявок и подписании контрактов использовали совместную инфраструктуру и оборудование, а электронные файлы заявок Обществ для участия в аукционах готовило одно и то же лицо – сотрудник ООО «Тамбовгеология». В результате процент снижения цены контрактов в аукционах составил не более чем 1 %. Участники сговора привлечены к административной ответственности в виде штрафа: ООО «Тамбовгеология» - 1 631 560 руб., ООО «ТамбовТехМонтаж» - 2 388 800 руб., генеральные директора обществ по 20 000 руб.

Были ли возбуждены уголовные дела?

- В 2018 году по материалам антимонопольного дела №А4-6/16, переданного Тамбовским УФАС России в 2017 году в УМВД России по Тамбовской области, возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц ООО «Звезда-2» и ООО «Строй-Лайн» по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как обстоят дела с пресечением недобросовестной конкуренции?

- В 2018 году по статьям 141-148 Закона о защите конкуренции возбуждено 8 дел, что в 2 раза больше по сравнению с 2017 годом.

Например, дело в отношении ООО «Либерти», по итогам рассмотрения которого Общество было признано нарушившим статью 14.2 Закона о защите конкуренции - недобросовестная конкуренция, выразившаяся в использовании наименования (обозначения) «АПТЕЧНЫЙ СКЛАД» при оформлении аптек (аптечных пунктов) на территории Тамбовской области. Поводом для возбуждения дела явилось обращение Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» с жалобой на недобросовестную конкуренцию ООО «Либерти» на рынке розничной реализации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Установлено, что ООО «Либерти» при осуществлении деятельности в Тамбовской области по розничной реализации лекарственных средств на основании лицензии и оформляет места розничной реализации лекарственных средств (аптеки, аптечные пункты) обозначением «АПТЕЧНЫЙ СКЛАД». Цена реализуемых лекарственных средств является розничной и формируется путем начисления торговой надбавки к фактической отпускной цене производителя. Оформление ООО «Либерти» аптек и аптечных пунктов обозначением «АПТЕЧНЫЙ СКЛАД» при осуществлении розничной торговли лекарственными средствами вводит в заблуждение потребителей в отношении цены реализуемых лекарственных средств и продавца услуги. Предупреждение Обществом не исполнено,

возбуждено дело. По итогам рассмотрения Обществу выдано предписание о прекращении использования наименования «АПТЕЧНЫЙ СКЛАД» при оформлении аптек и аптечных пунктов в Тамбовской области, в том числе произвести демонтаж вывесок с указанным обозначением. ООО «Либерти» и его должностному лицу направлены извещения о составлении административных протоколов по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ. Общество обжалует решение антимонопольного органа в суде. 1 инстанция уже признала решение законным.

Также рассмотрено дело в отношении ОАО «Завод пивоваренный «Моршанский», по итогам рассмотрения которого Общество было признано нарушившим часть 1 статью 14.6 Закона о защите конкуренции - недобросовестная конкуренция, выразившаяся в незаконном использовании при производстве и реализации пива в апреле-мае 2018 года обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими FIFA. Установлено, что ОАО «Завод пивоваренный «Моршанский» произвел и реализовал в торговые сети города Тамбова и Тамбовской области пиво марки «Жигулевское», используя на этикетке без разрешения правообладателя обозначения «FIFA WORLD CUP» и «RUSSIA 2018», принадлежащие FIFA. Используемые заводом обозначения имели сходство до степени смешения с товарными знаками, которым предоставлена правовая охрана на территории России. FIFA не предоставляла заводу право на использование символики спортивных соревнований ЧМ-2018 и не выражала свое согласие на такое использование. Рассмотренные действия были признаны актом недобросовестной конкуренции на рынке пива. Пивоваренный завод в процессе рассмотрения дела изъял из оптовых и розничных торговых точек пиво с незаконно использованной символикой и принял все необходимые меры для дальнейшего предотвращения попадания продукции с вышеуказанной символикой в продажу. ОАО «Завод пивоваренный Моршанский» и его коммерческий директор привлечены к административной ответственности в виде штрафа 100 000 руб. и 20 000 руб. соответственно.

Тамбовское УФАС России пресекло недобросовестную конкуренцию на торгах.

По результатам рассмотрения заявления САО «ВСК» установлено, что ООО «Зетта Страхование» принимало участие в электронном аукционе на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта. ООО «Зетта Страхование» предложило цену 758 231,5 рублей и стало победителем закупки. Согласно информации Национального союза страховщиков ответственности, страховая премия должна составлять 764 695 рублей. Предложение цены контракта ниже, чем предусмотрено действующим законодательством, обеспечило ООО «Зетта Страхование» победу в аукционе, что идет в разрез с действующим законодательством и причинило или могло причинить убытки конкурентам (участникам аукциона). В связи с наличием в действиях ООО «Зетта Страхование» признаков недобросовестной конкуренции Обществу было выдано предупреждение о принятии мер по устранению последствий нарушения - в срок до 3 декабря 2018 года перечислить в бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 758 231,5 рублей. ООО «Зетта Страхование» исполнило предупреждение в установленный срок.

Выявлены ли нарушения антимонопольного законодательства органами власти?

- В 2018 году по статье 15 Закона о защите конкуренции выявлено 32 нарушения (в 2017 году - 38), возбуждено и рассмотрено 2 дела. Количество нарушений уменьшилось, что свидетельствует о положительной динамике. Одним из ключевых показателей, определенных Указом Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» как раз является снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее, чем в 2 раза к 2020 году по сравнению с 2017.

Теперь о конкретном деле. В отношении администрации Татановского сельсовета Тамбовского района возбуждено дело о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции по предоставлению прав пользования объектами коммунальной инфраструктуры ООО «Теплоресурс», а затем ООО «Теплокомсервис» для оказания услуг водоснабжения без учета проведения торгов. Поводом для возбуждения дела послужило неисполнение предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Объекты водоснабжения введены в эксплуатацию более пяти лет назад, следовательно, в силу норм действующего законодательства обязательно было проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения. По результатам рассмотрения дела администрации выдано предписание: возвратить в муниципальную казну объекты водоснабжения, находящиеся в пользовании у ООО «Теплокомсервис», передать права пользования объектами водоснабжения Татановского сельсовета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Предписание находится в стадии исполнения – до 30 апреля. За нарушение антимонопольного законодательства должностное лицо администрации Татановского сельсовета привлечено к административной ответственности и оштрафовано на сумму 15 000 рублей

Были ли факты заключения антиконкурентных соглашений?

- В 2018 году по статье 16 Закона о защите конкуренции выявлено 2 нарушения, возбуждено и рассмотрено 2 дела, по которым признаны факты нарушения.

Например, заключение антиконкурентного соглашения, результатом которого стало одновременное заключение 12 контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова без конкурентных процедур, что привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке услуг по уборке городских территорий. Основанием для возбуждения дела послужило обращение администрации города Тамбова.

Установлено, что МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» в один день - 13 июня 2017 года заключили 12 контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова. Принимая во внимание тождественность предмета контрактов, временной интервал, в течение которого они были заключены, приобретателя услуги, единую цель контрактов - оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова, комиссия Тамбовского УФАС России посчитала, что закупка намеренно была разбита на несколько контрактов на сумму до 100 000 рублей в целях обеспечения формальной возможности не проведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком - ОО «ТрансЭкоСервис».

Заключение МКУ «Долговой центр» 12 контрактов с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур создало преимущественные условия деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «ТрансЭкоСервис» и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта. ООО «ТрансЭкоСервис» в результате заключения рассматриваемых контрактов получило доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта.

За заключение антиконкурентного соглашения ООО «ТрансЭкоСервис» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 235 847 рублей, генеральный директор МКУ «Долговой центр» оштрафован на 20 тыс. руб.

Как в Тамбовской области соблюдаются требования законодательства при организации и проведении обязательных торгов? Какие здесь встречаются нарушения?

- В 2018 году в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрено 28 жалоб, 16 из которых признаны необоснованными, обоснованными признаны – 10.

Основным видом торгов, в отношении которых подаются жалобы, является аукцион.

В отчетном периоде основными видами нарушений, допущенными при проведении закупок и торгов на право заключения договоров, являлись:

- установление излишних требований к составу и содержанию заявок участников торгов;

- нарушение порядка определение победителя торгов;

- установление ограничивающих конкуренцию требований к квалификации участников торгов;

- необоснованное отклонение заявки на участие в торгах.

Как осуществляется контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике?
- В 2018 году Тамбовским УФАС России рассмотрено 3 административных дела о нарушении законодательства в электроэнергетике.

За нарушение Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии АО «Тамбовская сетевая компания» привлечено к административной ответственности и наложен штраф в размере 200 000 руб.

За нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг должностное лицо СНТ «Ветеран» привлечено к административной ответственности и наложен штраф в размере 10 000 руб.

За нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям должностное лицо филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» привлечено к административной ответственности и наложен штраф в размере 10 000 руб.

 - Что можете сказать о контроле рекламной деятельности?
        - В 2018 году возбуждено 61 дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, возбуждено 53 административных дела, вынесено 50 постановлений о привлечении к административной ответственности, из них 35 предупреждений, и наложено 15

административных штрафов на сумму более 1,2 млн рублей.

Как и в предыдущем периоде одним из наиболее распространенных видов нарушений рекламного законодательства является реклама финансовых услуг. В 2018 году Тамбовским УФАС России было рассмотрено сразу несколько дел о ненадлежащей рекламе услуг банков и микрофинансовых организаций.

Один из ярких примеров подобного рода правонарушений - реклама банка КБ «Ренессанс Кредит» (ООО). Установлено, что процентная ставка по кредиту в размере 13,9 % предоставляется не каждому обратившемуся в банк клиенту и по сути является не фиксированной, а минимально возможной, на самом же деле ставка по рекламируемому кредитному продукту могла достигать 28 %. Общество было признано нарушившим требования закона, выдано предписание о прекращении нарушения и наложен административный штраф в размере 300 тыс. руб., который в настоящее время уже оплачен.

Аналогичные нарушения допускают и микрофинансовые организации. Так, ООО «Микрокредитная компания «БАСС» в своей рекламе сообщало: «Взаймы – от 0,5% *без страховок *без обмана *без комиссий». При проверке достоверности рекламы было установлено, что указанная процентная ставка предоставляется не любому потребителю и зависит от суммы займа и срока его предоставления. Кроме того, речь идет не о годовой процентной ставке, а о ставке в день, годовая же составляла от 365 до 730 % годовых.

 - Как проводилась работа Тамбовского УФАС России по рассмотрению жалоб участников закупок?
- В 2018 году в Тамбовское УФАС России поступила 291 жалоба от участников закупок. Из 216 рассмотренных в 2018 году жалоб признано обоснованными 82, что составило 38%. Из них:

- 42 % на действия муниципальных заказчиков;

- 20 % на действия федеральных заказчиков;

- 38 % на действия государственных заказчиков областного уровня бюджета.

Более 60% жалоб подано на действия заказчиков (комиссий заказчиков) при осуществлении закупок на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание зданий, а также автомобильных дорог.

Сравнительный анализ, проведённый Тамбовским УФАС России на основе рассмотренных в 2016-2018 годах жалоб участников закупки, показывает, что при подготовке закупок и проведении соответствующих процедур муниципальные заказчики по-прежнему чаще допускают нарушения законодательства о контрактной системе в сравнении с государственными заказчиками Тамбовской области.

При этом ситуация выравнивается в течение последних лет, что объясняется централизацией части муниципальных закупок на уровне области путем их осуществления через Комитет государственного заказа Тамбовской области и Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Региональный центр по организации закупок».

В 2018 году из 85 рассмотренных жалоб на действия муниципальных заказчиков признано обоснованными или частично обоснованными 45 жалоб, что составляет 51% от числа рассмотренных.

При этом жалобы на действия государственных заказчиков Тамбовской области в 2018 году были обоснованными или обоснованными в части в 22-х случаях из 78 рассмотренных жалоб (28%).

По результатам рассмотрения всех жалоб в прошедшем году было выявлено 176 нарушений требований Закона о контрактной системе, из них:

- 29 нарушений в части нарушения порядка отбора участников закупки;

- 147 нарушений в части нарушения требований к описанию объекта закупки и иные нарушения в документации о закупке.

Частыми нарушениями, встречающимися при рассмотрении жалоб в практике Тамбовского УФАС России, являлись установление неоднозначных и неопределенных требований к закупаемым товарам, необъективное описание объекта закупки, отсутствие надлежаще проработанных инструкций по заполнению заявок на участие в аукционах, установление излишних требований к участникам закупок или, напротив, отсутствие таковых, необоснованные отклонения или неправомерные допуски участников электронных аукционов и других закупок.

 - Как проводилась работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков?
 - В 2018 году Тамбовским УФАС России рассмотрено 82 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, 27 обращений подано в связи с уклонением от заключения

контракта, 6 обращений - в связи с расторжением контракта по решению арбитражного суда в связи с существенными нарушениями условий исполнения контракта, 49 обращений - в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта с недобросовестным поставщиком.

По результатам рассмотрения данных обращений в реестр в течение года было включено 52 недобросовестных поставщика, по 30 обращениям заявителям было отказано во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков из-за выявленных нарушений. Всего по состоянию на 31 декабря 2018 года в реестр недобросовестных поставщиков от Тамбовской области содержалось 75 записей о недобросовестных поставщиках.

 - Какова практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности в сфере государственного и муниципального заказа?

- По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере законодательства о контрактной системе в 2018 году выдано 274 постановления о наложении штрафа. Общая сумма наложенных штрафных санкций за нарушения контрактной системы составила 3 млн 266 тыс. руб., уплачено 3 млн 349 тыс. руб. с учетом предыдущего периода.

С целью предупреждения нарушений законодательства о контрактной системе Тамбовское УФАС России в течение 2018 года регулярно проводило разъяснительную работу по данной сфере законодательства. Проведены публичные слушания за I-й, II-й, III-й кварталы 2018 года с изложением выявленных нарушений и типичных ошибок заказчиков, а также об изменениях законодательства; проведены семинары, лекции с обзором деятельности Управления и требованиях законодательства; постоянное консультирование по вопросам применения Закона о контрактной системе.

 - Сколько всего было подано исков в суд в связи с нарушением Закона о защите конкуренции?

- В 2018 году направлено 8 исковых заявлений в суд. Основанием для обращения в суд послужили представленные в 2017 году в Тамбовское УФАС России материалы, указывающие на нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции со стороны администрации города Тамбова, выражающееся в согласовании переуступки прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории.

Тамбовское УФАС России считает, что переуступка права и обязанностей по договору о развитии застроенной территории невозможна, равно как и продление срока исполнения обязательств по договору, а также срока действия самого до

Указанные действия приводят к созданию условий для ограничения либо устранения конкуренции и к нарушению прав неопределенного круга лиц, а также к созданию отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Иски поддержаны судебными инстанциями до Верховного суда.


Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA