Гость на линии

Гречишникова - НА ЛИНИИ!

04.03.2013
3131



 Вопрос: Елена Анатольевна, еще в начале прошлого года выступил в силу третий антимонопольный пакет. В чем была необходимость этих поправок, к каким результатам они привели? 
Елена Анатольевна Гречишникова: Одной из основных целей работы антимонопольного органа является создание благоприятной конкурентной среды, в том числе устранение необоснованных барьеров для бизнеса, административных в том числе. С вступлением третьего антимонопольного пакета, а я напомню, он вступил в действие с 7 января 2012 года, у антимонопольного органа появился такой новый институт, как предупреждение. То есть антимонопольный орган вправе до возбуждения дела выдавать предупреждение хозяйствующим субъектам о том, что в их действиях имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, и они должны их исправить в определенный срок. И в этом случае уже дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается по той причине, что своевременно устраняются эти признаки. 

Вопрос: Чем чревато неисполнение, нарушение антимонопольного законодательства? 
Елена Анатольевна Гречишникова: Это очень высокие штрафы как для самого юридического лица, так и на его директора. Что касается нашей практики, в минувшем году мы выдавали такие предупреждения крупнейшим хозяйствующим субъектам, в основном в области электроэнергетики и газоснабжения, когда они неправомерно либо навязывали невыгодные условия договора, либо отказывались от его заключения. Все предупреждения, я повторяюсь, выполнены. Дела не возбуждались, штрафные санкции не накладывались, быстро восстанавливались интересы лиц, чьи права ущемлялись.

Вопрос: Елена Анатольевна, какие сферы услуг, товарные рынки в нашей области в первую очередь на контроле УФАС? 
Елена Анатольевна Гречишникова: Самыми актуальными и важными товарными рынками, на которых ведется постоянная работа по мониторингу, выявлению и жесткому пресечению нарушений антимонопольного законодательства, остаются рынки нефтепродуктов и ЖКХ, фармацевтический рынок и рынки социально значимых товаров, прежде всего – основных продуктов питания. Это указание дано Федеральной антимонопольной службой. 
     Нередко случаи недобросовестной конкуренции наблюдаются на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, где одни участники рынка препятствуют другим в передаче домов на обслуживание, иными словами, не отдают техническую документацию, необходимую для управления и эксплуатации многоквартирного дома, распространяют недостоверные или ложные сведения о конкурентах. Также наблюдается недобросовестное участие в торгах при размещении государственного и муниципального заказа, когда их участники подают заявку на участие в закупке с недостоверными сведениями о предлагаемых товарах, работах или услугах, что позволяет им обойти конкурентов и выиграть торги. 

 Вопрос: Сколько выявлено нарушений в 2012 году? 
Елена Анатольевна Гречишникова: Общее число выявленных нарушений по статье 10 (злоупотребление доминирующим положением) и статье 11  (ограничивающие конкуренцию  соглашения и согласованные действия) Закона о защите конкуренции составило в 2012 году – 6, в 2011 году – 3. По статье 14 (недобросовестная конкуренция) Закона «О защите конкуренции» в 2012 году выявлено 8 нарушений, в 2011 году – 3. Это уменьшение объясняется, в том числе, возросшей юридической грамотностью хозяйствующих субъектов. 

Вопрос: Елена Анатольевна, а часто ли бывает так, что нарушителями закона выступают властные органы? 
Елена Анатольевна Гречишникова: Статистика, которую мы наблюдаем многие годы, говорит о то, что нарушения со стороны властных органов составляют около 50 % всей работы по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. В 2012 году из 62 рассмотренных дел о нарушении антимонопольного законодательства 38 дел было рассмотрено в отношении именно органов власти и управления.  Мы внимательно изучаем причины и условия, способствующие совершению противоправных деяний, в том числе посредством адвокатирования конкуренции. Прямым результатом данного направления работы стало уменьшение числа нарушений антимонопольного законодательства, в т.ч. со стороны органов власти и управления. Например, если в  2009 году различными властными органами и организациями Тамбовской области было допущено 100 нарушений, в 2010 году число таких нарушений сократилось до 51, в 2011 году выявлено 41 нарушение, в 2012 году – 48 нарушений, и 10 из них устранены добровольно по письменному указанию нашего Управления, без возбуждения дела. 

Вопрос: Что же конкретно нарушают властные органы? 
Елена Анатольевна Гречишникова: Властные структуры, прежде всего речь идет об органах местного самоуправления, допускают нарушения на рынке управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, на рынке управления многоквартирными домами, предоставляют незаконные преференции отдельным хозяйствующим субъектам, то есть без проведения публичных торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом. 

Вопрос: Елена Анатольевна, что нового планируется в антимонопольном законодательстве в 2013 году? 
Елена Анатольевна Гречишникова: Антимонопольный орган в настоящий момент разрабатывает стратегию своего развития. В том числе предполагается дальнейшее развитие института предупреждения. Этот вопрос сейчас обсуждается наиболее активно. При тамбовском УФАС России действует общественно-консультативный совет, членами которого являются как представители малого, среднего и крупного бизнеса, так и научное сообщество, общественники из организаций по защите прав потребителей. На одном из недавних советов была поддержана инициатива тамбовского УФАС о том, что органам власти необходимо ввести тот же самый институт предупреждения в случае появления каких-либо признаков нарушения законодательства. Это позволит быстро и эффективно достичь желаемого результата, а в случае, если предупреждение не будет исполнено, то возбуждать дела о нарушении антимонопольного законодательства.
 
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами