Гость на линии

Куликов - НА ЛИНИИ!

18.02.2013
3646



 Вопрос: Петр Иванович, как Вы понимаете задачи, миссию Года культуры? По Вашему мнению, удастся ли избежать формализма? 
Петр Иванович Куликов: Культура – это громадное, всеобъемлющее понятие, оно тесно связно с традицией, духовностью, религией. Культура основана на базовых человеческих ценностях, нравственности. Если подходить широко, то культура – это весь багаж знаний, опыта, накопленный для того, чтобы человечество не погибло. Поэтому когда мы говорим о культуре поведения, культуре отношений, культуре труда, земледелия и так далее, мы всегда понимаем под этим традиции, прочный фундамент, на котором основаны ценности народа. Культура универсальна. Поэтому Год культуры я понимаю как череду мероприятий, действий, направленных на укрепление в нашем обществе традиций, ценностей, нравственности. Если говорить о театре, то благодаря Году культуры хотелось бы расширить нашу аудиторию, чтобы театральное искусство как сегмент культуры стал более доступен. Чтобы зрители познакомились с высокими образцами искусства, чтобы выступили высококлассные коллективы из столицы и регионов страны. Наступивший год для нас особенный, знаковый – мы отмечаем 150 лет со дня рождения режиссера, актера, педагога и реформатора театра Константина Сергеевича Станиславского. Мы должны показать, что школа Станиславского жива, а традиции русского реалистического театра развиваются, особенно здесь, в провинции. Провинция, на мой взгляд, понятие не унизительное, а достойное. Провинция в меру консервативна и в меру прогрессивна, и какие-либо нововведения здесь обязательно проходят тщательную проверку. Поэтому если новация – то это действительно новация, а не мыльный пузырь. 

Вопрос: Вы сказали о необходимости расширить аудиторию. Современный театр интересен только узкому кругу? 
Петр Иванович Куликов: Статистика говорит, что регулярно посещают театр около 10 процентов населения. Но потребность в эстетическом наслаждении формируется постепенно. Иногда, особенно в непростые исторические периоды, когда люди испытывают материальные затруднения, эта потребность уходит глубоко, и восстановить ее, сформировать заново стоит громадных усилий. У людей должно появиться свободное время, чтобы они имели возможность подумать о себе, о душе, о чем-то высоком и серьезном. К сожалению, современный человек слишком перегружен и особая, но базовая для всех потребность в чувствовании, сопереживании не находит развития. Иными словами, вместо театра многие выбирают что-то «полегче», например, телевизор, а это суррогат эстетических наслаждений, весь комплекс чувствования там достаточно примитивен. 

Вопрос: Какие постановки необходимы сегодня? Что бы Вам особенно хотелось видеть на сцене? 
Петр Иванович Куликов: Мне как человеку, или как директору учреждения? Потому что как человек театральный я скажу одно, исходя из своих вкусов, но как руководитель, как менеджер должен учитывать вкусы, предпочтения зрителей, иными словами, четко понимать спрос. Одни зрители предпочитают классику, и при этом мы не должны упускать молодежную аудиторию, для которой важны иные темы, поиск себя, ответы на вопросы, что такое добро, правда, ложь, справедливость. С одной стороны, хотелось бы высокого репертуара: Шекспира, Лопе де Вега. Это классика и хорошая школа для актеров. Также нужны пьесы о простых людей, их переживаниях, где базовые ценности не подвергаются провокации. Где подчеркивается ценность отношений, человеческой жизни – это пьесы Вампилова, Розова, Арбузова, целой череды великих драматургов советского периода. 

Вопрос: То есть, и советская классика появится в репертуаре Драмтеатра?
 Петр Иванович Куликов: Обязательно. 

Вопрос: А что ждать зрителям в самое ближайшее время? 
Петр Иванович Куликов: Московский режиссер Павел Прибыток начал работу над пьесой Ричарда Нэша «Продавец Дождя». Это очень хорошая постановка, о базовых ценностях, любви, переживаниях. Думаю, этой постановкой мы подарим людям надежду – и для них дождь обязательно пойдет... Сейчас главный режиссер театра Николай Елесин работает над пьесой Островского и Невежина «Блажь». Замысел режиссера очень интересен. Великолепный классик российской режиссуры Владимир Михайлович Портнов, который был главным режиссером театра на Малой Бронной, сегодня работает над пьесой «Порок». В апреле в Тамбов приедет Сергей Ковальчик, известный нашим зрителям по спектаклю «Скупой». Впереди нас ждут Рыбаковский, Прохоровский фестивали, так что план работы мы наметили на год вперед. Есть план и по театру кукол. Идет активная работа по созданию материальной части сразу двух спектаклей – «Кот в сапогах» Шарля Перро и «Огенный лев» Андрея Кружнова. Сразу после этих пьес мы будем развивать такое направление, как спектакль для взрослых в кукольном театре. Уже есть один спектакль в репертуаре – «Благодарный журавль», в настоящий момент идет работа над «Ревизором» Н.В. Гоголя. 

Вопрос: Петр Иванович, а есть ли драматурги в нашей области? Предлагают ли они свои пьесы? 
Петр Иванович Куликов: Тамбовские авторы есть, и они порой поднимают очень интересные темы... Но мне кажется, многие из них далеки от театра, не живет им и потому не понимают, что для театра важно. Для писателя важна ценность буквы и слова, а для театра важна ценность знаков препинания, события, ценность конфликта. Драматург – это совершенно особый способ мышления, в первую очередь театральный. Когда за диалогом видится событие, тогда есть, что играть. Не произносить текст, а играть. Поэтому надо признать, понять это и учиться. Нужно любить театр. Мы всегда готовы, открыты к сотрудничеству. Если будет взаимное желание и стремление, можно провести семинар по современной драматургии, вместе разобраться и понять, в чем причины неудач, что сегодня важно и нужно. 

Вопрос: А что важно и нужно? Каких работ ждете от драматургов, есть ли у театра своеобразный заказ? 
Петр Иванович Куликов: Конечно. К юбилею Г.Р. Державина мы бы хотели видеть пьесу о нем как поэте, государственном деятеле и человеке сложном, глубоком, интересном, о трех годах его наместничества в Тамбовской губернии. Хотелось бы, чтобы в пьесе мы увидели не сухой, схематичный потрет, а образ просвещенного человека, который попадает в болото, борется с невежеством, коррупцией и другими пороками, иными словами, окультуривает это пространство, озаряет его своим светом, искренне хочет изменений, переустройства. Особенно важно, чтобы пьеса была основана на исторических фактах, имела под собой богатый фактологическй материал. Также в этом году исполняется 140 лет со дня рождения С.В. Рахманинова, его жизнь и уникальный творческий путь – прекрасная тема для работы драматургов. Вообще люди, прославившие нашу землю, творцы, подвижники, пассионарии – они и должны быть в центре внимания, такие пьесы всегда будут важны и актуальны. 
Вопрос: Петр Иванович, и последний вопрос: в чем сегодня, в Год культуры, больше всего нуждается драматический театр? 
Петр Иванович Куликов: В дополнительном финансировании. Причем не под проекты, их мы вполне потянем сами, а на переоборудование и техническое переустройство. Театру нужно развиваться, и речь идет не только о творческой работе, но и материально-технической базе, которая серьезно и не первый год нуждается в обновлении.
 
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами