Гость на линии

Михаил Березин

14.11.2016
3029

12 ноября исполнилось 75 лет заслуженному артисту РСФСР Михаилу БЕРЕЗИНУ. Специально к этому событию в Тамбовском драматическом театре приурочен показ сразу трех спектаклей с его участием – «Женитьба», «Чайка» и «Ханума».

Михаилу Павловичу уже скоро выходить на сцену, и он уделил несколько минут, чтобы ответить на вопросы нашего портала.


- Михаил Павлович, от коллектива ИА «Онлайн Тамбов.ру» поздравляем Вас с юбилеем! Спектакли с Вашим участием – это всегда событие. Как вы считаете, актер – это судьба?
- Актер – это профессия, хотя многие знают, что актеры – это, с позволения сказать, люди с небольшим прибабахом. Они добровольно живут в замкнутом пространстве, ходят по сцене и говорят чужие, написанные для них слова. В свое время я решил начать писать небольшие рассказы, автобиографические заметки. Тут точнее не скажешь, чем Сент-Экзюпери, что когда «что-то сломалось в моторе моего самолета», у меня это «что-то» попросилось сказать своим сердцем, голосом. Так появился цикл рассказов «Негодники».

- А профессию выбрали еще в детстве?
- Это произошло во многом бессознательно. Мы жили в послевоенном Ленинграде, впятером в 9-метровой комнате. Так что читать, делать уроки было некогда и негде. Сейчас смотрю, когда первоклашки сидят каждый день до часу ночи и что-то учат, я не понимаю, зачем? Я повторял на перемене – память была хорошая, и этого было достаточно. Помню, что красиво декларировал стихи из букваря про Свету (тогда не знал, что это про дочь Сталина Аллилуеву) и читал наизусть с таким выражением, что за это перевели во второй класс, хотя я отставал по русскому языку. И потом в школе мне нравилось выходить, читать стихи. Так всё и началось. Я хотел служить, – или актером, или офицером. Офицер из меня не вышел – подвело зрение. Так что стал актером.

- Вы снимались в художественных фильмах, выступали на крупных сценах. Вы изначально хотели стать актером с большой буквы?
- Глупости. Для меня нет понятия о «звездной болезни». Мне также далеко до звезд, как им – до меня. Мне ни разу не приходило в голову любоваться собой, сильно переживать, что кому-то, а не мне достаются главные роли. Быть актером – это хорошо выполнять свою работу, следовать предназначению, раз уж таким родился. Я считаю, что человек рождается один-единственный раз, и всё в нём уже заложено. 99 % - это гены, и только 1 % - это опыт, общение с людьми и прочая чепуха, которая твои гены и портят.

- То есть, в переселение душ, реинкарнацию не верите?
- Как же, верю, в прошлой жизни я был египетским барабанщиком. Но это было давно, в 7 веке (смеется). А если серьезно, то каждый человек просто должен делать то, для чего он предназначен.


- Можете охарактеризовать одним словом: что самое страшное в театре?
- Бездействие.

- А цензура? Недавно Константин Райкин на съезде Союза театральных деятелей России выступал об этом, это вызвало такой резонанс.
- Цензура – не моё дело. Мне как актеру она никогда не мешала. И в советские годы мы ставили острые, проблемные спектакли, например, «Саркофаг», показывали в Москве. Сейчас мешает не цензура, а полное отсутствие драматургии. Ничего нет. Видимо, не о чем стало писать. И это объяснимо: порой трудно понять, где мы живем? Если включить телевизор, посмотреть ток-шоу и политические передачи – да это же полный бред! Одни и те же лица каждый день, спорят об одном и том же, перебивая, не уважая друг друга. Хотя бы вот тут нужна если не цензура, то просто какая-то редакционная политика.


- Многие актеры переживают, что не смогли сыграть главную роль, или им что-то не предложили, не повезло.
- Желать можно многого. Может быть, я в душе Отелло, или Сирано де Бержерак – какая разница? Я актер, а значит должен хорошо играть ту роль, которую предлагает режиссер-постановщик. В театре есть условное разделение, у каждого свое амплуа. Один актер – «герой-любовник», другой – «светский мерзавец», третий еще кто-то, я же – «социальный герой». Это персонаж, который все время борется с неправдой. Сегодня, к сожалению, он уже не востребован.

- Как вы думаете, а среди политиков есть прирожденные актеры?
- Вряд ли, тот, кто рожден актером, тот и погибает на сцене. В театр попадают не иначе, как под колеса поезда, и если ты настоящий актер – то уже не выбраться. Театр – вообще не для слабых, потому что живешь не своей жизнью. Иногда думаешь, актеры – это вообще нормальные люди? Как я могу быть «нормальным», если я сыграл 150 ролей, и каждая из них осталась во мне?


- Так недолго «уйти в роль» и с ума сойти.
- Нет, актерство не предполагает идиотизма. Хотя двинуться умом можно, если вдруг почувствуешь себя «великим».

- Около полувека вы уже на сцене. Как изменился зритель?
- В советские времена и сейчас, конечно, разная публика. Если раньше школьников и студентов «сгоняли» на спектакли, то сейчас мне особенно нравится, что в театр стал «моден» среди молодежи. Да и новое поколение мне импонирует: молодые люди понимают, для того, чтобы чего-то добиться в жизни, надо учиться.

- Одна из ваших известных ролей – Сталин в спектакле «Дети Арбата» по Рыбакову. Нелегко было играть «вождя народов»?
- Роль предлагали другим актерам, и все отказались, причем за пять репетиций до выхода спектакля вдруг заявили: «Нет, мы не будем играть тирана, нам противно». Я тоже сначала говорил: какой я Сталин, я же не похож. Но костюм был готов, и я загримировался и вышел в театральный двор, постучался в ближайшее окно. Подумал, если узнают – значит, не подхожу. Когда же меня увидели – люди чуть не упали в обморок, и только потом сказали: «Мишка, ты что делаешь, дурак!» Видимо, оказался похож.

- Страшно играть Сталина?
- Да, чувствуешь, что куда-то не туда рванул. Зритель должен увидеть в тебе Сталина. Я слушал его речи на пластинках, на самом деле он говорил очень быстро, а повторить – сложно. Когда я в первый раз вышел, меня тяжело принял зритель. Раньше вставали, кричали, хлопали, а здесь – молчание. И лишь один раз я услышал одиночное: «Браво!» из зала.

- А почему так, думаете?
- Люди боятся. Наверное, самих себя боятся.

- На ваш взгляд, что самое важное в жизни?
- Прожить честно перед людьми. Я благодарен всем, кого мне приходилось встретить, с кем дружить, общаться. И, конечно же, главное место в жизни любого человека и особенно актера занимает женщина. В этом смысле мне очень повезло. Мою жену зовут Вера. Когда рядом есть по-настоящему близкий тебе человек, это самое ценное. Ради этого стоит жить, идти дальше. И, даже несмотря на годы и здоровье, покорять новые вершины.

Беседовал Лев РОЩИН



ДОСЬЕ

Михаил БЕРЕЗИН. Заслуженный артист РСФСР (1987). Закончил ЛГИКТ, режиссёрское отделение в 1967 году. В течение трёх лет был актёром Псковского драматического театра. Работал в Южно-Сахалинском театре. В 1972 г. был принят в труппу Тамбовского областного драматического театра. Театральные работы: Незнамов («Без вины виноватые» А. Островского), Князь («Ханума» А. Цагарели), Лопахин («Вишневый сад» А. Чехова), Сталин («Дети Арбата» по А. Рыбакову) и другие. Лауреат Всесоюзного конкурса драматургии народов СССР (Ленинград, 1989).




Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами