На каждого жителя Тамбова приходится уже более метра торговых площадей
На фоне экономического кризиса оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) довольно значительно снизился и продолжает падать как в целом по России, так и в нашем регионе. Правда, потребители Тамбовской области оказались все же чуть более оптимистично настроенными и не так резко, как в среднем по России, сократили объемы покупок – 7,5% против общероссийского падения в 10%.
Но все же падение есть падение, и оно, казалось бы, требует некоторого пересмотра политики торговой экспансии. Но инвесторы, словно не замечая проявившихся негативных трендов, с неумеренным энтузиазмом продолжают вкладываться всё в новые торговые проекты на Тамбовщине.
Так, по данным Управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области, за прошлый год в эту сферу было привлечено 4,2 млрд. рублей частных инвестиций. Это позволило открыть в регионе 395 новых предприятий розничной торговли разного формата. В этом списке лидируют магазины сетей «Магнит», «Пятерочка», «Эконом».
Крупные инвестиционные проекты в сфере торговли плавно перетекли и на нынешний год. Среди них, конечно, в первую очередь – скандальный гигантский торгово-развлекательный центр в Тамбове на Советской, а также еще один тамбовский торговый центр на улице Гиляровского. Продолжается строительство магазинов сетей «Пятерочка» и «Магнит» (и не только в областном центре), а также большого магазина «Мир плитки» в Тамбове на Студенецкой Набережной.
И это при том, что все крупные торговые центры стоят в регионе полупустыми. Эксперты исследовательской организации Colliers International говорят о том, что в ТРЦ в среднем по черноземной зоне пустовало в прошлом году порядка 7% площадей. Возможно, у наших соседей действительно ситуация выглядит так относительно оптимистично. Однако в тамбовских ТРЦ пустует уже чуть ли не половина площадей.
И далеко не все торговые предприятия справились с этой бедой и падением товарооборота. Только в областном центре в 2015 году прекратили существование 57 магазинов разной направленности, в том числе и крупный сетевой супермаркет «О’КЕЙ», который работал в ТРЦ «Акварель» и удивлял покупателей неадекватными ценами.
А в городе и в области продолжают строить всё новые и новые торговые площадки. Хотя на 1 тысячу жителей нашей области в среднем приходится уже 634,7 квадратного метра торговых площадей. Это примерно соответствует среднероссийским показателям (643 кв. м на тысячу человек) и на 30,9% превышает принятый в нашем регионе норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Непосредственно в Тамбове этот норматив превышен уже на 51%. На тысячу жителей здесь уже функционирует 1094,5 квадратного метра торговых площадей. Иными словами, на каждого жителя, включая грудных младенцев, уже имеется более чем по квадратному метру магазинов.