Рост налога для тамбовских "малышей" вправе скорректировать местная власть
16.11.2015 15:50
Было бы неправильно говорить, что МЭР своим решением повысил налоги для «малышей». На самом деле он всего лишь проиндексировал один из коэффициентов, используемых для определения налогооблагаемой базы, – К1, то есть повышающий коэффициент-дефлятор. Если в нынешнем году он был равен 1,798, то в будущем достигнет 2,083, увеличившись на рекордный уровень в 15,9%.
Короткий ликбез. ЕНВД удобен для «малышей» тем, что заменяет практически все остальные налоги и легко администрируется. Ставка этого налога составляет 15% и остается пока неизменной. Вопрос в том, с какой суммы брать эти 15%.
Вменёнку государство решило применять в основном там, где идет большой оборот наличных и непросто этот процесс контролировать. Поэтому государство в ст. 346 Налогового кодекса просто определило потенциально возможную базовую доходность (например, для розничной торговли – 1,8 тыс. рублей с квадрата торговой площади в месяц).
Базовую доходность умножаем сначала на количество квадратов или работников, а потому – на два коэффициента: понижающий К2 устанавливают местные органы власти (он может быть равен даже нулю), а повышающий К1 – Минэкономразвития. Вот он-то как раз сейчас рекордно вырастет.
Вообще-то, это чисто техническое решение. К1 должен пересматриваться каждый год, исходя из индекса потребительских цен. Сейчас в МЭР посчитали, что по итогам года инфляция достигнет именно такого печального показателя: выше цены – как бы и выше доходы предприниматели, а следовательно, растет налогооблагаемая база.
Напоминаю, что не так давно точно такое же «техническое» решение, но уже в отношении понижающего коэффициента К2 приняла Тамбовская городская Дума. К2 вырастет в полтора раза для того малого бизнеса, который не поднимет на 27% среднюю минимальную зарплату. В итоге получается, что формальное следование требованиям закона и «технические» корректировки в Тамбове наносят сразу двойной удар по малому бизнесу.
* Рост налога: благо или вред для местных бюджетов
В России в целом на ЕНВД в 2015 году работают чуть более 2,1 млн. субъектов (как ИП, так и юрлиц). За девять месяцев 2015 года с них собрали 56,6 млрд. рублей ЕНВД. У нас, по словам вице-губернатора Александра Ганова, ЕНВД даст муниципальным бюджетам более 600 млн. рублей. На вменёнке, по его оценке, работает примерно половина малого бизнеса Тамбовщины. По данным Тамбовстата, всего у нас зарегистрировано около 1,3 тыс. малых предприятий и 17 тыс. ИП.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что большинство из них сейчас лихорадочно ищут пути обхода внезапно свалившихся на их голову «технических» решений.
Первое, что приходит в голову – закрыться, чтобы уж не мучиться. Не думаю, что это будет большой процент, да и те, что закроются формально, просто уйдут в тень – жить-то как-то надо.
Второй вариант – чисто технически сократить налогооблагаемую базу (скажем, перебраться в помещение поменьше). Основная часть «малышей» арендуют помещения все у тех же муниципалитетов, а это значит, что сокращение арендованной площади приведет к сокращению муниципальных доходов, несмотря на индексацию ЕНВД. А пустующих помещений у нас и без того немало.
Третий вариант – переход на другие схемы налогообложения (например, патент или упрощенку). Это возможно не для всех отраслей. К тому же быстро и оперативно (надо сделать до 1 декабря) обсчитать варианты «выгодно/невыгодно» может только очень хороший бухгалтер. А «малышам» он обычно не по карману.
Ну, и последний вариант – рост налога для тамбовских «малышей» вправе скорректировать местная власть, уменьшив коэффициент К2.
Тома ШУЛЬГИНА.
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами