Тамбовский малый бизнес готов к закрытию предприятий

02.11.2015 12:32
12014
На минувшей неделе как-то почти незаметно было принято решение Тамбовской городской Думы, которое привело в шок и трепет представителей малого предпринимательства. Председатель комитета финансов городской администрации Александр Дроков, правда, попытался убедить взволнованную предпринимательскую общественность в том, что это решение "носит технический характер". Однако, похоже, был не слишком убедителен.

Речь идет о поправках в решение Тамбовской городской Думы № 75 от 9 ноября 2005 года "О введении в действие на территории города Тамбова системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности".

И суть этих поправок в том, что тамбовские предприниматели теперь должны обеспечить у себя уровень минимальной среднемесячной зарплаты в размере 1,5 прожиточного минимума. Это составит 12708 рублей против нынешних 10 005 рублей (прирост сразу на 27%). Если этого не будет сделано, то Тамбовская городская Дума вводит для таких предпринимателей резкое увеличение коэффициента К2, который является определяющим для параметров их налогообложения. Иными словами: или ты повышаешь своим работникам зарплату, или мы тебе повышаем налоги.

Чиновники и депутаты вокруг этого решения сразу же наплели множество словесных кружев. Скажем, председатель комитета по социально-экономическому развитию и бюджету городской Думы Андрей Рыбась уверен, что «это позволит уйти от «серых» схем налогообложения предпринимателей и обеспечит граждан устойчивым доходом». Однако, как принято сейчас говорить в соцсетях, не все так однозначно. Попробуем разобраться…

* Повышение зарплаты

В документе гордумы речь идет о минимальной среднемесячной зарплате. Решением Тамбовской городской Думы № 375 от 28 сентября 2011 года было специально прописано, что это такое: «Размер среднемесячной заработной платы рассчитывается как результат деления начисленного фонда оплаты труда в целом по организации (индивидуальному предпринимателю) на численность работающих».

Проще говоря, директор может получать 100 тыс. рублей, а три его подчиненных – по 7 тыс., а в среднем у них получится более чем по тридцатке на нос. Теперь же СРЕДНЯЯ зарплата должна быть при этом просто не ниже 12708 рублей. Для сотрудников многих компаний, где (скажем честно) существует немалый разрыв в доходах руководства и рядового персонала, вообще ничего не изменится.

* Что позволено Юпитеру, то не позволено быку

Когда читаешь о неустанной заботе депутатов и чиновников о доходе тамбовчан, то постоянно возникает и другой вопрос: почему забота так рьяно проявляется только о сотрудниках небюджетных организаций? У нас и региональная «минималка» для них почему-то традиционно выше (7500 рублей против 6240 рублей), и теперь вот в гордуме регулированием минимальной среднемесячной зарплаты в малом бизнесе озаботились.

Вот Андрей Рыбась призывает с помощью нового документа гордумы персонал малого и среднего бизнеса «обеспечить устойчивым доходом». А давайте теперь посмотрим в список самых свежих вакансий в бюджетной сфере.

Врач-невролог в госпиталь для ветеранов – 13 тыс. рублей, кухонный рабочий в д/с № 67 "Улыбка" – 7 тыс. рублей, лаборант в поликлинику № 5 – 8,8 тыс. рублей, преподаватель в областной медицинский колледж – 10 тыс. рублей. А вот это мне особенно нравится: начальник отдела в Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области (высшее юридическое образование, опыт работы от 4-х лет, уверенный пользователь ПК) – и всего-то за 11687 рублей.

Как это соотносится с требованием к мелкому тамбовскому бизнесу даже самому мелкому неквалифицированному персоналу платить больше, чем профессиональному юристу с большим опытом работы? Разве у нас не проповедуется равный подход ко всем структурам?

* Повышение налогов

Вообще-то, повышение налогов в период экономического спада и резкого снижения покупательской способности – это, мягко говоря, довольно неадекватное решение. Понятно, что такое положение существует в этом нормативном документе еще с 2005 года, но сегодня, может быть, напротив, следовало пересмотреть это положение в плане ослабления налогового бремени, а не усиления его?

Понятно и то, что главная задача этих поправок – забота в первую очередь о пополнении бюджета города и внебюджетных фондов. Но опять-таки давайте посмотрим – можно ли такой лобовой атакой действительно достичь этой цели?

При подготовке этого материала я поспрашивала представителей того самого малого бизнеса, занятого банальным выживанием в современных условиях, о том, как они оценивают эти новшества и какие видят перспективы? Все ненормативные оценки я тут, естественно, опускаю, но если их суммировать и выразить более литературным языком, то суть одна: режут без ножа. Режут курицу, которая несет (признаемся честно) не золотые, но хоть какие-то яйца для городского бюджета.

Вот простейший расчет, который по моей просьбе сделала бухгалтер одного малого предприятия в сфере общественного питания.

При нынешнем уровне зарплаты и налогового коэффициента К2 оно платит суммарно ЕНВД, НДФЛ и взносы во внебюджетные фонды в размере 56,9 тыс. рублей. Если предприятие увеличит фонд оплаты труда (ФОТ) до того уровня, как требует нынешнее решение гордумы, то общая сумма платежей увеличится до 67,7 тыс. рублей (прирост на 10,8 тыс. рублей). Если же предприятие оставит ФОТ на прежнем уровне и будет платить налоги по увеличенному К2, то сумма платежей составит 60,9 тыс. рублей (то есть прирост на 4 тыс.).

Вывод? Для экономики предприятия предложенное увеличение зарплаты – самый худший вариант. Угадайте с трех раз, выберет ли его владелец?

* Как будет действовать бизнес

Обобщая мои беседы со слегка шокированными представителями малого бизнеса, могу предположительно назвать те варианты, которые они, скорее всего, выберут.

Часть из них вообще закроется, устав бороться с системой. Некоторые готовы сменить режим налогообложения – с ЕНВД на "упрощенку", которая теперь окажется более выгодной.

Большинство намерены формально увеличить зарплаты, но перевести сотрудников на 0,5-0,75 ставки. Требования закона будут выполнены, а размер ФОТ останется прежним. Еще один вариант – месяц платить увеличенную зарплату, а на следующий месяц оформлять отпуск без содержания.

Ну, и еще один, самый грустный, вариант – уволить часть персонала и перевести их на выплаты в "конвертах". И в нынешних условиях люди, скорее всего, предпочтут получать хоть что-то в конверте, чем ничего по официальной платежной ведомости.
Галина Юдахина
Корреспондент
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами