Управляющие компании испытывают трудности при работе с ГИС ЖКХ

05.11.2017 12:00
3141

Управляющие организации испытывают серьезные технические сложности при работе с ГИС ЖКХ. К такому выводу пришли эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) по итогам опроса, в котором приняли участие управляющие компании (УК) из всех регионов страны. 

Среди основных проблем – ошибки в системе, запутанность программы, долгие ответы на запросы, низкий уровень квалификации консультантов, исчезновение уже загруженной на сайт информации и другое. Такие сложности, по словам экспертов, не только затрудняют работу, но и приводят к тому, что управляющим организациям приходится требовать от собственников дополнительную информацию, запрашивать которую они не имеют права.

В информационной системе содержится много ошибок, отметили представители управляющих организаций в рамках проведенного в октябре опроса. Например, некоторые дома на сайте значатся как строения, а не как жилые дома, поэтому организация не может ими управлять и, соответственно, заполнять информацию по ним. Так получилось, например, в Ивановской области в Приволжском районе в селе Ингарь. Кроме того, сайт ГИС работает медленно, постоянно зависает, при этом от заполняющего требуются излишне подробные данные. Зачастую управляющие организации не имеют точной информации о типе и марке установленного индивидуального прибора учета в квартирах собственников, так как жильцы не обязаны сообщать им подобную информацию.

Отдельно респонденты указали на то, что есть серьезные проблемы с техническим обслуживанием: запросы в техподдержку можно направить только в письменном виде, и ответов приходится ждать очень долго, иногда несколько месяцев. При этом сотрудники техподдержки часто не разбираются в вопросах ЖКХ и не могут дать грамотный комментарий.

По итогам опроса также оказалось, что 35% управляющих организаций пришлось взять на работу дополнительного сотрудника, который специально занимается заполнением информации для ГИС ЖКХ. 58% УК возложили эти функции на сотрудника с другим функционалом (причем часто это сам руководитель организации), 7% наняли стороннюю организацию для выполнения данной работы.

В результате полную информацию о домах выкладывают на сайт чуть более половины управляющих организаций (54%), а 40,5% раскрывают лишь основные сведения о своем жилье. Представители УК объясняют это тем, что испытывают серьезные трудности при заполнении формы. Во-первых, управляющая организация не имеет права требовать от собственников помещений документы о собственности на квартиру, поэтому зачастую сведения о помещениях, которые курирует управляющая организация, и данные Росреестра могут расходиться. Во-вторых, сами опрошенные рассказали о том, что иногда просто не понимают, как правильно заполнить требуемые формы.

При этом 69% опрошенных не считают введение ГИС ЖКХ и других информационных систем полезным для сферы ЖКХ в целом. О том, что информационные ресурсы, предназначенные для обязательной публикации информации о домах и управляющих организациях, положительно влияют на сферу ЖКХ, ответили почти 26% представителей управляющих организаций. Но уточняется, что работа с информационными системами должна компенсироваться из бюджета. Также респонденты указывали на то, что обязательная к заполнению система должна быть одна, остальные либо должны объединиться с ней, либо все эти данные нужно интегрировать автоматически без участия управляющих организаций.

Среди положительных факторов введения ГИС ЖКХ респонденты назвали открытость и прозрачность, доступность информации для неограниченного круга лиц, повышение добросовестности и честной конкуренции, единый формат отчетности, возможность контролировать правильность начислений ОДН и количество потребляемых домом ресурсов. Все это дает возможность более наглядно показывать жителям дома результаты работы управляющей организации.

Из минусов представители УК отметили увеличение стоимости услуг в ущерб реально проведенной работе и необоснованно большие штрафы за неразмещение требуемых данных. Беспокоит респондентов также то, что достоверность опубликованной информации не проверяется, всегда есть возможность выложить любой документ и удалить его, ответственности же за недостоверную информацию нет. Многие опрошенные полагают, что достаточно было доработать систему сайта «Реформа ЖКХ», а не создавать новую. Дублирование информационных ресурсов привело к тому, что управляющие организации вынуждены выкладывать данные на своем сайте, в ГИС ЖКХ, на сайте «Реформа ЖКХ» и в проекте «Мой дом». И это не считая того, что администрации муниципалитетов размещают на своих ресурсах реестр домов с техническими характеристиками. Между всеми указанными порталами нет взаимной интеграции, как нет ее и с программой «1С», с которой работают большинство организаций.

«Трудности при работе с ГИС ЖКХ испытывают как сотрудники управляющих компаний, так и жители, для которых эта система – возможность ознакомиться с работой жилищно-коммунальных служб, – отметила член Центрального штаба ОНФ, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина. – Представители УК подчеркивают, что граждане жалуются, что система – запутанная, многим непонятно, как она устроена. Людям достаточно сайта организации, поэтому создание такой системы, как ГИС ЖКХ, и расходы бюджетных средств на нее многие граждане считают неэффективными. У некоторых жителей, например, пенсионного возраста, нет компьютеров или они не умеют ими пользоваться. Но больше всего жалоб, конечно же, на техническую недоработку системы".

Елизавета Макарова
Корреспондент
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами