Алексей Чернов: Мы отстаиваем свои права

14.12.2018 18:00
9945
Конфликт между органами власти и многодетной семьей произошел в городе Рассказово после рождения в семье Черновых четвертого ребенка. Роды проходили дома без участия врачей центральной районной больницы. Медиков ЦРБ не пустили к новорожденному ни в тот день, ни потом. Младенца не показали участковому педиатру, зато показали на НТВ. Появление органов опеки родители восприняли как угрозу и подключили к делу правозащитников - пишут петиции, в СМИ, прокуратуру, готовятся к участию в ток-шоу.

Это интервью - попытка понять, почему образованная благополучная семья не желает видеть в своем доме врачей ЦРБ, не делает прививок, не водит детей в школу, и какие конституционные права отстаивает. Отец семейства Алексей Чернов не нашел общий язык с представителями муниципальных служб, вместе с тем охотно ответил на вопросы.

- Алексей, что произошло между вами и органами опеки, почему не получается прийти к согласию?

- Вы же смотрели репортаж НТВ, где сотрудник опеки "разъясняет" нам требования администрации и "оставляет возможность принятия срочных мер", т.е. отнятия у нас ребенка и лишения нас родительских прав.

КДН (прим. ред.: Комиссия по делам несовершеннолетних) «лично вручила», а на самом деле, бросила на газовую плиту заявление из администрации города, в котором среди всего прочего, говорилось: "требуем незамедлительно предоставить возможность обследования условий проживания Вашего ребенка, а также в срок до 07.11.2018 года предоставить в детскую поликлинику ТОГБУЗ «Рассказовскую ЦРБ» сведения о выборе врача и медицинской организации…, либо отказ в установленной законом форме. В случае неполучения данной информации, оставляем за собой право принятия срочных мер».

Я не знаю, чего "хотят" чиновники. Ответственность за здоровье малыша уже возложена законами РФ на родителей. Нет закона РФ, где написано, что родитель должен давать "подпись об отказе от патронажа". Если чиновники так не считают, пусть покажут мне такой закон. Я этого прошу от них в течение месяца, но пока мне его никто так и не показал.

- Если это простая формальность, которая для госорганов так важна, что мешает вам поставить эту подпись? Этот документ, он подразумевает неблагоприятные последствия для вас?

- Давайте я со своими друзьями зайду сегодня вечером в Ваш дом? Нас будет человек этак пять. Вы скажете, что Вам сейчас некогда со мной разговаривать, но я буду настаивать. Вы нас пустите? Нет? Тогда мы к Вам с полицией зайдем. Вы скажете: на каком основании? Я Вам отвечу: "У нас есть данные, что в Вашей семье нарушаются права ребенка". А еще мы будем просить от Вас какую-то "формальную" бумажку, иначе мы от вас не отстанем. Мы будем обзванивать Ваших родственников, собирать всю информацию о Вас и Ваших детях, будем опрашивать Ваших соседей. Как вы к этому отнесетесь? И так будет в течение полутора месяца. А потом я у Вас спрошу: ну что, подпишите "формальную" бумажку?

- Предположим, если бы с той же целью к вам пришли вежливо, с участием... Тогда вы пошли бы навстречу?

- Так мы десять лет шли им навстречу. Трое наших детей стоят на учете в ЦРБ.

- Отправной точкой к конфликту стала попытка войти к вам в дом, когда вы этого не желали?

- Отправной точкой стал звонок медсестры мне на сотовый. Медсестра спросила: "Лёша, а Саша что, родила?". Я сказал "да". Она сказала: тогда мы придем на патронаж. Я сказал спокойно, что не надо к нам приходить. На следующий день она и врач все равно пришли. Это - начало "прецедента". Поясняю: для отказа от мед. услуг, согласно российским законам, достаточно устного отказа. Ничего подписывать не нужно.

- Вы наблюдаете детей у частного доктора? У него есть лицензия? Я так понимаю, именно этот вопрос особенно остро интересует медиков ЦРБ, которые и требуют копию договора с вашим семейным врачом.

- Мы провели первичный осмотр ребенка в Медцентре "Надежда" в Тамбове. У нас есть справка от врача.

- Услуги платной клиники всегда дорогостоящие. Вам они по карману?

- Я считаю, что лучше отдать тысячу рублей хорошему специалисту, чем тысячу раз ходить вхолостую к врачам ЦРБ. Если будет необходимость идти в поликлинику по полису ОМС, то пойдем. Мы не откидываем этот вариант.


- Вы против вакцинации, почему?

- Первым детям мы поначалу делали прививки. Потом мы много читали, смотрели видео, общались и на данный момент пришли к выводу, что делать прививки опаснее, чем их не делать. Риски есть в любом случае, делаешь ты прививки или нет. На нас повлияли книги крупнейшего американского педиатра Роберта С. Мендельсона (у нас есть три его книги, переведенные на русский язык). Далее, книга вирусолога Г.П. Червонской "Закон есть закон! Еще раз о добровольности прививок", американский журналист-исследователь Н. Миллер и его книга "Прививки: действительно ли они безопасны и эффективны?", лекции врача акушера-гинеколога Т.А. Малышевой. А также наши задушевные разговоры со знакомыми врачами (специалистами экстра-класса), которые дают достаточно взвешенную информацию о пользе и вреде прививок.

- Если старшие дети наблюдались в ЦРБ, тогда вам ли не знать, что многого и не требуется - несколько раз в месяц свозить к педиатру померить рост... От прививок можно отказаться, насильно не колют. Почему с четвертым ребенком вы решили кардинально изменить взаимодействие с государством?

- Мы просто реагировали на их действия. Я считаю, что если можно мирно решить вопрос, то его надо решать мирно. Но если нарушаются твои права и права твоих детей, то надо их защищать.

- Вы задались целью наказать обидчиков? Пошли на принцип?

- Мы отстаиваем свои права.

- Может быть, у вас есть зуб на власть и врачей по прошлым ситуациям? Или у них на вас? Вместо конструктивного диалога - затяжной межличностный конфликт, из которого теперь никто не знает, как достойно выйти?

- Никакой личной неприязни с нашей стороны нет. Мы просто демократично отстаиваем свои права. Так делают повсеместно в Европе. Считаю, что моя семья достойно реагирует на действия властей. Рассказовцы нас поддерживают. Наши тамбовские друзья написали коллективное заявление в Генпрокуратуру в нашу поддержку. Тоже сделали и рассказовские ребята. Также наши друзья из Котовска от своей семьи написали в Генпрокуратуру. Я знаю одиночные обращения и рассказовцев. Все пишут наверх, потому что сомневаются, что на уровне муниципалитета ситуация как-то честно разрешится. Все они просят не спускать решение проблемы на региональный уровень. Мы просим уважать наши права, как граждан. Если же мы делаем что-то не так, то пусть покажут закон. Пока этого никто не сделал. Я отнес заявление-возражение в ЦРБ, где указал (на основании закона) неверную трактовку закона сотрудниками ЦРБ. Я уважаю людей, с которыми вынужден юридически вести "диалог-противостояние". Надеюсь, что и они уважают меня. Достойный выход один: чиновникам и медикам ЦРБ признать свои правонарушения и возместить семье материальный и моральный ущерб.

- Во сколько вы оцениваете материальный и моральный ущерб?

- Не могу пока ответить на Ваш вопрос.

- Ваши дети не ходят в школу, вы учите их сами, это правда?

- Да.

- Почему вы против государственной системы образования?

- Если кратко, то:

1. Ориентация всего образование на ЕГЭ отрицательно сказывается на развитии творческих способностей детей. ЕГЭ не предусматривает творчества, ЕГЭ предусматривает зубрежку. ФГОС - это антитворчество, потому что творчество по определению нестандартно.

2. Выгоревший эмоционально и интеллектуально преподавательский состав. Такие духовно бедные люди (зато искренне послушные бредовым приказам сверху) ничего не могут дать детям, кроме своей духовной бедноты.

3. Порядки в школе (а может и законы - этого я не знаю) выстроены так, что во всем всегда прав родитель и ребенок. Это делает преподавателей практически беззащитными перед произволом детей и родителей. Преподаватель должен чувствовать достоинство, только тогда он сможет взрастить достойных граждан. А он, вместо этого, чувствует свое унижение.

4. Дети неподвижно сидят в течение 45 минут - это не физиологично, особенно в начальной школе. Думаю, нужно учить детей свободно двигаться во время урока - так лучше работает мышление. Нужно прививать чувство уважения к другому: если мне нужно походить - я буду ходить, но не мешая другим. Пока такая возможность на уроке есть только у учителя.

Думаю, достаточно про минусы - это долгий разговор.


- А в кружки ваши дети ходят, быть может, занимаются у частных педагогов по дополнительному образованию?

- Лиза ходила в кружок рисования. Сейчас не ходит. Остальные дети тоже пока не ходят. В нашем доме часто бывают по-настоящему творческие люди. Я сейчас говорю не о пустом статусе (доктор наук, заслуженный учитель), а о настоящем творчестве. Дети общаются с ними, чему-то учатся у них. Думаю, таким образом дети впитывают тягу к творчеству из таких вот встреч. Творчество - заразно! Достаточно одного по-настоящему творческого человека, и он перевернет все твое мировоззрение! А можно пять лет сидеть на лекциях в ВУЗе, и так и остаться...

- Есть мнение, что дети, которые не ходят в школу или детский сад, асоциальны. Что вы можете на это ответить?

- Это расхожий миф, миф в плохом значении этого слова.

- Правда, что вы верующий, и религия в семье христианство, но не православие. Говорят, вы - молокане?

- Православная традиция, насколько я ее понимаю, не очень хорошо относится к самоидентификации. Для Евангелия не важно самоназвание (православный, католик, протестант) - важна твоя личность. Поэтому все эти разговоры о принадлежности к конфессиям я считаю пустыми: они вешают на людей ярлыки, этикетки, и за ними перестает быть видна личность. Моё мировоззрение - это отдельная большая тема. Мне есть, что сказать по этому вопросу, но не в контексте сложившейся ситуации.

- Судя по материалам ютуб-канала и соцсетям, по части религиозной литературы и детских книг вам нравятся западноевропейские авторы?

- Моя тематика [прим. ред.: как философа] - это богословие. Но я об этом не говорю на ютуб-канале - это слишком интимно. Когда у нас родился четвертый ребенок, мы назвали его в честь византийского богослова Максима Исповедника, труды которого я периодически читаю. Наряду с православными авторами, читаю также католических и протестантских богословов.

- Возвращаясь к вашему противостоянию с властью, Вы видите злодеев в опеке, опека видит злодеев в вас. К чему это? Могли бы вы, готовы и хотели бы встретиться с вашими оппонентами, предположим, на нейтральной территории – там, где будет комфортно, удобно вам (возможно удаленно по скайпу). Готовы ли вы сесть за круглый стол и провести переговоры, чтобы прийти к конструктиву?

- Представителей администрации вот уже неделю приглашает Первый канал, и они отказываются ехать и встречаться там со мной и моим юристом.

- Первый канал пригласил вас на ток-шоу?

- Пока вопрос рассматривается.

- В похожих ситуациях родителей иногда обвиняют в попытке заработать на своих детях как раз через федеральные каналы, которые платят своим героям. Существует мнение, что родители намеренно раздувают конфликты с властью, чтобы стать частью ток-шоу. Вы не из таких? У вас с Первым каналом был разговор о гонораре за участие?

- Даже неприятно отвечать на этот вопрос. Еще нам кто-то в сети писал, что всю эту бучу мы затеяли для того, чтобы раскрутить наш ютуб-канал "Книжный бардачок". Чем-то напоминает Ваш вопрос о гонораре.

- Вы допускаете ведение мирных переговоров с вашими оппонентами вне студии федерального канала?

- Да. Со стороны администрации приходит предложение на заключение мирового соглашения - я и моя семья его рассматриваем. Если нас все устраивает - конфликт исчерпан. Это вполне цивилизованное решение конфликта.

- Что должно содержаться в мирном договоре? Какие пункты, условия и предложения вас бы удовлетворили?

- Об этом пусть думают люди, нарушившие наши права. Наше дело - рассмотреть их предложения.

- О нарушении каких прав идет речь?

- Конституционные права на неприкосновенность жилища, на неприкосновенность частной личной жизни и семейную тайну.

- В мировом соглашении для вас приоритетнее что: а) деньги, б) извинения, в) не беспокоить, г)... д)...?

- Вы знаете, я почти уверен в том, что мировое соглашение нам никто не предложит. Ни администрация, ни ЦРБ не видят своей юридической (уж о нравственной я вообще молчу) неправоты. Мы писали заявление в ЦРБ с просьбой провести проверку на правомерность действий медсестры и врача. ЦРБ на днях ответила, что сотрудники действовали в рамках закона. Мы, проконсультировавшись с юристом, написали возражение, где указали их неверную трактовку законов.

- И всё же давайте представим идеалистическую картину. Мир с властью для вас это как?

- Мы садимся за столик в кафе. Мы одни. Я и власть. Не играет никакая музыка. Тишина, полумрак. На столе дорогое вино и хорошая закуска. Мы открываем томик Достоевского или Рильке и... начинаем серьезно обсуждать текст. Так прошла ночь. Мы ее не заметили. Утром мы разъезжаемся по домам и с нетерпением ждем следующей встречи.

- Эссе "Свидание с властью", смешно. Вот только готовность к миру у вас выходит как "хочу то, не знаю что".

- Я стараюсь всегда быть готовым к миру. Но к миру, в котором уважается личность и ее права.

Фото: личный архив Алексея Чернова; скриншоты программы "ЧП", канал НТВ

Елизавета Макарова
Корреспондент
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA