Пока гром не грянул
По всей стране горит более 1 млн га леса, в Якутии небо стало красным от огня и дыма, в 9 регионах объявлен режим ЧС. Кроме этого, с середины июля на Центральную Россию и Поволжье обрушиваются ураганы с торнадо, ливнями и огромным градом. И синоптики предупреждают, что стихия не собирается успокаиваться.
Читая новости, невольно задумываешься о том, как защитить себя и свое имущество. По сути, есть только один способ – купить страховку. Причем эксперты предупреждаются, что позаботиться о своей финансовой защите на случай подобных бедствий нужно до того, как в вашей местности объявлена чрезвычайная ситуация. Никто не страхует от событий, которые случатся с почти стопроцентной вероятностью – когда огонь или вода уже на пороге, а ветром срывает крыши. Но от чего конкретно страховаться, когда может случиться все, что угодно? Мало кто ожидал, скажем, торнадо в Тверской области, накрывшее несколько районов 2 августа и оставившего без крыш 65 домов. Мы обратились к данным страховщиков, ведь кому как не им, знать, какова вероятность той или иной неприятности в конкретном регионе и масштаб ущерба, который она может нанести.
Госстрах (ныне «Росгосстрах») 100 лет назад начал свою историю именно со страхования частных домов, поэтому его база данных по страховым случаям уникальна.
«В нашей компании за десятилетия работы накоплен огромный массив данных, анализ которых позволяет нам точно рассчитать актуальность рисков для той или иной территории, – отмечает Александр Бударин директор филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Тамбовской области. – Согласно нашей статистике за 1 полугодие 2021 года, владельцы строений в 4 раза чаще обращались за страховым возмещением по сравнению с собственниками квартир, при этом выплаты по «загородке» в 14 раз выше, чем в квартирах. Это связано прежде всего с разницей в рисках, которые угрожают этим двум типам объектов: дома чаще всего страдают от сильного ветра и пожаров, квартиры – от заливов водой по различным причинам».
За первое полугодие 2021 года 37% обращений за выплатами от владельцев застрахованных домов в «Росгосстрах» связано с повреждением построек сильным ветром. Ущерб по этому риску чаще всего измеряется десятками, реже – сотнями тысяч рублей. На втором месте по частоте пожар и повреждение имущества во время тушения – 21% обращений клиентов. Именно по этому риску у страховщика самые высокие выплаты, так как огонь уничтожает все, а дома в большинстве случаев выгорают со всем содержимым. Поэтому при покупке полиса клиентам всегда рекомендуется страховать не только сам дом, но и имущество внутри, а также и постройки на участке. Самая крупная выплата «Росгосстраха» в первом полугодии пришлась на пожар – сгорел двухэтажный деревянный дом стоимостью 14 млн рублей.
«При стихийных бедствиях люди остаются не только без крова, но и без вещей, без документов, зачастую в шоковом состоянии. При этом нужно как можно скорее восстанавливать жилье. И в этой страшной ситуации легче, конечно, тем, кто не стал надеяться, что беда обойдет его стороной, а своевременно позаботился о возможных ее последствиях и купил полис, – говорит Александр Бударин. – Помочь сориентироваться в трудной ситуации, поддержать морально и организационно – задача наших агентов, которые сопровождают клиентов в течение всего периода действия договора. Многие наши клиенты страхуют свое имущество у одних и тех же агентов десятилетиями, ценя их надежность и заботу».
В топ-5 рисков для домов также входят повреждение водой в результате аварии систем водоснабжения, отопления или канализации (11%), паводки (6%) и умышленное повреждение строений третьими лицами (5%).
Повреждение водой из-за проникновения жидкостей из соседних помещений стало причиной обращений за выплатой 63% владельцев застрахованных в «Росгосстрахе» квартир, еще в 29% случаев клиенты обращались из-за аварии систем водоснабжения, отопления и канализации. 3% страховых случаев в квартирах были связаны с повреждениями имущества огнем.
К своему 100-летнему юбилею «Росгосстрах» разработал новую линейку продуктов с широким набором рисков, индивидуальным подходом при выборе объема страхового покрытия, дополнительными сервисами. Например, опция «Помощь по дому» дает возможность вызвать во время действия договора слесаря, сантехника, электрика. Теперь в покрытие включены и непредвиденные расходы на юридическую защиту по гражданским и административным делам. А обладателям пакета «Премиум» по продукту « Дом. Фундаментальное решение» доступны услуги телемедицины.
Ответственный момент при приобретении страховой защиты – выбор страховой компании, чтобы в случае беды можно было получить возмещение быстро, легко и в полном объеме. «Росгосстрах» в прошлом году выплатил своим клиентам более 2,1 млрд рублей, за первое полугодие 2021 года – 1,1 млрд рублей. По итогам 2020 года компания является лидером по выплатам в Тамбовской области, возместив клиентам ущерб имуществу на сумму более 13 млн рублей, это 63% от всех выплат по ИФЛ в регионе. А в первом квартале нынешнего года «Росгосстрах» уже осуществил выплаты на сумму почти 1,9 млн рублей.