Зачем две москвички приехали работать в тамбовскую сельскую школу

15.01.2017 12:35
17542
Две молодые учительницы едут работать из мегаполиса в село. Как в старых советских фильмах.  О том, как живут современные романтики-педагоги в деревне, написал журнал "Такие дела". 

Роксане Пономаренко 22 года, она из Екатеринбурга. Летом закончила педагогический. Москвичке Арине Сачковой 23 года, в багажнике — МПГУ имени Ленина и целый год опыта работы в частной столичной школе. Обе прошлой зимой случайно узнали о проекте "Учитель для России" и загорелись в нем поучаствовать. Благотворительный фонд "Новый учитель" и Высшая школа экономики отбирают и обучают талантливых молодых специалистов, жаждущих изменить мир к лучшему,  для работы в обычных региональных школах Калужской, Воронежской, Тамбовской областей. Большинство школ проекта находятся в областных городах и райцентрах. Работу именно в сельской школе девушки выбрали сами.

Глазок по современным меркам село большое — почти полторы тысячи человек — и вполне благополучное, заключают авторы статьи. Но тут и там глаз цепляется за заброшенные дома и целые части улиц — остатки былой роскоши. Когда-то в Глазке было почти пять тысяч жителей, совхоз-миллионер, предприятия. Сейчас работы практически нет. Почти в каждой семье кто-то уезжает на заработки, вахтами: в Воронеж, в Москву. 


На центральной улице собраны все местные достопримечательности, в том числе местная общеобразовательная школа (полное название школы звучит как Глазковский  филиал МБОУ Кочетовской СОШ имени Героя Советского Союза Н. Шерстова).

"Школа, надо признать, производит сногсшибательное впечатление, - заключают приезжие журналисты. - Для села неожиданно. Первая ассоциация — усадьба. Но дворянских поместий в Глазке вроде бы не было. Местные довольно улыбаются уже привычной им реакции гостей. Школа новая, такой ее построили взамен сгоревшей стандартной трехэтажки лет восемь назад. Про спортивный зал только забыли. Обещают достроить, но дальше свай дело пока не идет".


На перемене на Роксане гроздьями виснут дети. И как-то внезапно вся гурьба начинает носиться паровозиком, шум, гам, веселье и человек двадцать на хвосте. Взрослые учителя на забавы "училок" посматривают снисходительно, но доброжелательно. В нагрузку к 25 часам в неделю у каждой есть классное руководство. У Роксаны пятый класс, у Арины — восьмой. Родители привыкли на собраниях выслушивать негатив, а тут каждый получил записку с благодарностью за ребенка и описанием его достижений. Когда в классе семь-восемь человек, узнать и понять удается каждого.



К обычной учительской зарплате (17-18 тысяч рублей) они получают по программе стипендию 35 тысяч. Директор хлопотала в местном отделе образования, и, возможно, будет и местная доплата еще 2500. Зарплату переводят на олдскульную сберкнижку. Банкомата в селе нет.


Училки (так они сами себя называют) считают, что для местных они немножко странненькие — такие инопланетянки.

"У нас более легкое отношение к жизни и к самому статусу учителя. С детьми на равных. Мы можем с ними нарядиться, петь, смотреть кино и есть пиццу. Они позволяют себе над нами шутить. Культивируемая дистанция учитель-ученик не дает автоматически соблюдения дисциплины", — убеждена Арина.


"Некоторых замыкает на системе: шаг влево, шаг вправо. Как можно писать диктанты не в тетради для диктантов. Я вот с этим попалась", — смеясь, закатывает глаза Роксана. - Те, кто работают по 20 лет, замучены регламентами и проверками. Они не могут отпустить ситуацию. А у нас другой подход. Мы не делаем никаких революций, но у нас есть внутреннее ощущение свободы.... 
"Мне кажется, главная задача — чтобы вырос человек, который понимает, что он хочет, что ему интересно и что важно и интересно людям вокруг него. В обычной школе этого нет. За ребенка заранее решают, куда он должен идти и чего хотеть. Читать, писать и даже ходить в туалет по разрешению. Практически первое, что мы сделали — отменили правило спрашивать разрешения выйти. Можно выйти, можно поднять с пола ручку, можно попросить ластик — это бесконечная череда лишних вопросов, которые всех только отвлекают. Конечно, можно!"


С чтением сложно практически у всех и во всех классах, констатируют москвички. Дома книг почти нет, школьная библиотека сгорела. В средних классах часто читают программные произведения вслух, а параллельно рисуют то, о чем слышат. Хотя уже на опыте поняли, что иногда, как бы учитель ни выделывался, его не слушают.


"Бывает, рассказываешь что-то, весь трепещешь от темы, и вдруг кто-то из класса говорит: "Ой, у вас кроссовки Reebok? И у меня такие же". — И все. Ты понимаешь, что ты для них не говорящая про "Тараса Бульбу" голова, а человек в кроссовках, с прической, украшениями. Они всего тебя разглядывают.  Ловят твои эмоции, ощущения, и этот взаимный процесс очень интересный", — говорит Арина.

"У меня как-то началась неделя глубокой тоски по дому, — рассказывает Роксана. — Пришла на урок в седьмом классе и поняла, что не могу вести литературу. И мы стали просто разговаривать. Встаньте дети, встаньте в круг, вот мой ноутбук". Роксана  признается, что тогда вместо литературы использовала урок как сеанс психотерапии от семиклашек. Рассказывала им про свою семью, свой дом, показывала фотографии. Роксана говорит, что семья до самого ее отъезда в конце августа думала, что это какая-то шутка. До этого она ни разу от родителей никуда не уезжала.

У Арины мама с удивлением спросила: "А что, поближе школ не нашлось?" Арина уверила, что нет. Ей, наоборот, хотелось уехать подальше. "Чем контрастнее — тем круче".

Программа "Учитель для России» рассчитана на два года. Роксана с Ариной в Глазке только первый учебный год и думать, что будут делать потом, пока не хотят.


«Наши учителя с интересом смотрят на тот позитив, который излучают девочки, и признают, что они совсем другие. Нам всем хочется изменений. И я готова сделать все, чтобы они тут задержались. Арину я вообще вижу на месте завуча. Мне кажется, у нее получится", — говорит директор глазковской школы.

"Я до сих пор не могу понять, это программа для людей, которые хотят преподавать, или для детей, от которых новые учителя скорее всего уйдут через два года. Девиз программы "Помоги ребенку стать автором своей жизни".. Но на деле получается по-разному", — не разобралась для себя Арина.

Фото: Оксана Юшко, журнал "Такие дела"

Светлана Соловьёва
корреспондент
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA