Тамбовское Общество охраны памятников поддержало День славянской культуры
Фото: Дмитрий Хатунцев
31.05.2021

Тамбовское Общество охраны памятников поддержало День славянской культуры

1925
Тамбовское отделение ВООПИИК провело экскурсию «Тамбовская Полония», посвящённую одному из братских славянских народов - полякам. Маршрут пролёг по кварталу Советская – Кронштадская - Карла Маркса - Лермонтовская, вокруг наиболее «польской точки» нашего города – католического костёла.

По мнению краеведов, первые поляки появились на нашей земле в семнадцатом веке. Это были польские дворяне - шляхтичи, находившиеся на военной службе. Во время Отечественной войны 1812 года кто-то из пленных поляков вполне мог оказаться в наших краях, а уже в конце XIX века поляки поехали в Россию по доброй воле. Среди них были доктора, нотариусы, инженеры. Именно благодаря стараниям польской диаспоры в то время в нашем городе появился костёл. Для постройки храма требовалось определённое количество людей, исповедующих католичество – не менее семисот человек. Как раз к концу XIX века в Тамбове собралось именно такое число поляков.

Архитектор храма - Теофил Свирчевский. Его работы достаточно известны тамбовчанам. Например - здание нынешних драматического театра и музыкального училища. Официальным местом работы Свирчевского была епархия — он был епархиальным архитектором. Этот «когнитивный диссонанс» - католик, работающий в православной епархии, - вместе с вариативностью написания имени (Теофил или Феофил) породил легенду о братьях-архитекторах Свирчевских. Но нет, братьев не было. Это заблуждение тамбовских краеведов XX века.


Осенью 1896 года в зале Публичной библиотеки католики приняли решение о строительстве в Тамбове собственного храма. Проект и смета были разработаны в 1898 году. Костёл был построен в предельно короткие сроки: 25 мая 1903 года в костеле уже совершались богослужения. Но храм прослужил верующим недолго. В 1918 году городские власти сделали первые попытки реквизировать имущество костела и изъять метрические книги. В начале 20-х годов была закрыта библиотека при костеле, а книги вывезли в Польский партийный клуб. Настоятель Казимир Вержбицкий был репрессирован в 30-е годы. Органная музыка умерла в костеле в феврале 1935 года. В июне 1936 года горсовет предложил переоборудовать костел под швейную мастерскую, а имущество ликвидировать. Однако храм был использован куда грубее: в нём расположился цех шарикоподшипникового завода, подвалы затопили мазутом, башни снесли.

В конце 90-х годов началось восстановление костёла. В 1996 году в Тамбове возродилась католическая община, в том же году здание костела возвратили верующим. Благодаря собранным в Польше средствам удалось начать восстановление храма. Он начал постепенно приобретать первозданный вид. В августе 2000 года были освящены кресты и воздвигнуты шпили над колокольнями. Освящение и установка колоколов состоялись 2 октября 2001 года. По старым фотографиям восстановили даже скульптуру ангела и разместили её на прежнем месте – между звонницами, над «розой». В 2007 году у храма был установлен памятник Святителю Николаю. Его автор – скульптор Зураб Церетели. Изначально памятник изготавливался для одного из православных приходов, но священнослужители отказались от него, т.к. святой Николай получился слишком уж «католическим». Поэтому памятник передали католикам.


Поляки селились поближе друг к другу, поэтому район нынешних улиц Карла Маркса (до революции – Долгая), Базарной был до революции, можно сказать, т.н. «польским кварталом». Был в Тамбове, кстати, и еврейский квартал. Это были тоже улицы Карла Маркса и Базарная, но – до рынка.
Обходя «польский квартал», участники экскурсии остановились у дома №19 на улице Лермонтовской. В этом здании (бывшей усадьбе) размещался в начале прошлого века комитет помощи беженцам-католикам. Хозяин усадьбы, Генрих Иванович Ротермель, был аптекарем. Несмотря на свои немецкие корни, он поддерживал тамбовских поляков, и в целом католиков. Строение признано объектом культурного наследия в 2017 году.


Ещё одной точкой экскурсии стал дом архитектора Свирчевского. Это строение, расположенное на пересечении Лермонтовской и Советской. Оно выделяется из общего ряда домов лепным декором, не первый год требующим реставрации. Свирчевский был предшественником В.И. Фреймана на должности тамбовского епархиального архитектора. Интересно отметить, что Свирчевский и Фрейман являлись представителями двух ведущих архитектурных школ, имеющих различия в профессиональной подготовке специалистов (Петербургского строительного училища (Института гражданских инженеров) и Академии художеств). Соответственно, различались и результаты их практики. Гражданские инженеры работали как архитекторы-конструкторы. Свирчевский спроектировал и построил несколько оригинальных большепролётных перекрытий: городские залы Музыкального училища и здания Дворянского собрания в Тамбове. Особое место среди его работ занимают храмы, созданные в «византийском стиле». Обучение проектированию в этом стилевом направлении входило в обязательную программу Института гражданских инженеров. Под влиянием профессоров там сложилась школа проектирования в «византийском стиле».

Судьба Свирчевского после революции не отслеживается, скорее всего, она была плачевной, как и у многих представителей интеллигенции того времени. Среди пожилых людей ходила легенда-воспоминание, как в одну из городских редакций приходил мужчина, рисовал, показывал работы и говорил, что он до революции был архитектором. Но это лишь легенда, тем более, что в Тамбове работал сын Свирчевского Адам - преподаватель строительного техникума, архитектор Дома культуры «Знамя труда».

Участники экскурсии пришли к выводу, что, не пытаясь преувеличить вклад польской диаспоры в культуру Тамбовщины, не стоит так же и преуменьшать его. Достаточно не только Свирчевского. Есть сын Свирчевского Адам, унаследовавший отцовскую профессию и добившийся признания, есть десятки юристов и врачей. И, между прочим, Евгений Боратынский, великий и таинственный поэт, связанный с нашей областью, тоже с польскими корнями. Поэтому в день славянской письменности и культуры, напомнил экскурсовод, стоит не забывать, что славяне – не только русские.


Фото: Дмитрий Хатунцев



Ангелина Захарова

#воопиик#история#поляки#свирчевский

То, что мы не публикуем на портале, всегда можно прочитать в нашем канале Telegram
Присылайте свои сообщения на номер 8-900-5-123-000 в whatsapp и viber

Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*